Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Кронус" (вх. 10199) 21.06.2021 года на действия Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" при осуществлении закупки N 0801500001121000544 "Респираторы".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением представлена информация по закупке N 0801500001121000544.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком выбран неверный КТРУ, необходимо применить код ОКПД 32.50.50.190, а также ГОСТ 12.4.294-2015.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется:
Технические характеристики |
Ед. изм |
Требуемые показатели |
Обоснование применения показателя |
Респиратор КТРУ 32.99.11.120-00000003 |
штука |
260 870 |
|
Соответствие с системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.4.294-2015 |
|
наличие |
Показатель качества продукции |
Маркировка упаковки в соответствии с ГОСТ Р 50444-2020 |
|
наличие |
Показатель качества продукции |
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил формирования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно положениям пп. а), б) п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг. Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также вправе использовать иные, не предусмотренных позицией каталога, характеристики.
В случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД21 ОК 034-2014 (пункт 7 Правил N 145)
На основании пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в плане закупок, плане- графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно письменным пояснениям Заказчика "в случае если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ, другими словами, описание объекта закупки осуществляется по соответствующей позиции в КТРУ". Следовательно, поскольку в КТРУ есть позиция "Респираторы", в частности КТРУ 32.99.11.120 - 00000003, заказчик обязан использовать соответствующий код КТРУ, а не код ОКПД, указанный заявителем По вопросу класса защиты фильтра респиратора: Р, поясняем, что в составе характеристик товара согласно КТРУ 32.99.11.120-00000003 приводится классификация класса защиты фильтра респиратора, из выбора значений которых Заказчик вправе выбирать требуемый. Таким образом, Заказчиком нарушений законодательства контрактной системы не было. По вопросу отнесения кода ОКПД 32.99.11.120 (соответствующего позиции КТРУ 32.99.11.120-00000003) к медицинским изделиям заказчик руководствовался письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 03-07-07/82573 и Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 419, согласно которым, респираторы, реализуемые с ОКПД 32.99.11.120, являются медицинским изделием".
В письменных пояснениях Уполномоченного учреждения указано: Согласно доводам подателя жалобы, Заказчиком выбран неверный КТРУ 32.99.11.120-00000003, тогда как для медицинских изделий существует ОКПД 32.50.50.190. Между тем, респираторы и маски (Код 32.99.11.120) указаны в пункте 52 раздела V. "Медицинские товары для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042. Относительно довода подателя жалобы о том, что к респираторам позиции КТРУ 32.99.11.120-00000003 не применяется ГОСТ 12.4.294-2015, поясняем следующее: Согласно пункту 5 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 годаN 145, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Указанный довод также не находит своего подтверждения в правоприменительной практике. Так согласно решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 13 апреля 2021 года N 012/06/106-330/2021, решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 14 апреля 2021 года N 048/06/99-527/2021, решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 14 апреля 2021 года N 048/06/99-527/2021 при закупке респираторов КТРУ 32.99.11.120-00000003 аукционной документацией предусмотрены следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара, в том числе "Продукция должна соответствовать стандартам: ГОСТ 12.4.294-2015, сертификату соответствия ТР ТС 019/2011". Указанными решениями жалобы на положения аукционной документации признаны необоснованными.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что требование о необходимости нанесения на респиратор маркировки ТР ТС 019/2011 нарушает действующее Законодательство Российской Федерации.
В документации Заказчика указано:
Маркировка упаковки в соответствии с ГОСТ Р 50444-2020 |
|
наличие |
Показатель качества продукции |
Согласно письменным пояснениям Заказчика: По вопросу маркировки на респираторе ТР ТС 019/2011, заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе, при составлении документации были указаны требования к товару, обусловленные потребностями заказчика и медицинских учреждений. Конкретные технические характеристики и параметры респираторов, не имеющего аналогов, Заказчиком не установлены. На рынке присутствует не менее 3 моделей разных производителей, соответствующих требованиям технического задания Заказчика. Объектом закупки являются изделия медицинского назначения, предоставление Регистрационного удостоверения предусмотрено контрактом, нанесение маркировки ТР ТС не противоречит требованиям законодательства. Также отмечаем, что согласно части 2 ст. 33, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ, а также п. 1.2. обзора Президиума ВС РФ от 28.06.2017 Заказчик вправе установить требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, таким образом, функции и полномочия по определению объективных критериев потребности, закреплены исключительно за Заказчиком. Обоснование применения каждой характеристики товара в документации о закупке Законодательством о закупках не предусмотрено. Следует дополнительно отметить, что на участие в аукционе N 0801500001121000544 подано 15 заявок, в аукционе приняли участие 4 поставщика, понижение составило 69,5%, указанные обстоятельства явно не свидетельствует о каких-либо ограничениях конкуренции и домыслы заявителя о "выдумывании Заказчиком новых ограничений" лишены каких-либо оснований.
В письменных пояснениях Уполномоченного учреждения указано: Согласно пункту 1.7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 878, действие технического регламента Таможенного союза не распространяется на средства индивидуальной защиты, требования к безопасности которых устанавливаются соответствующими законодательными и иными документами государства - члена и соответствующими техническими регламентами Таможенного союза, в том числе на специально разработанные средства индивидуальной защиты для использования в медицинских целях и в микробиологии. Объектом закупки не являются специально разработанные средства индивидуальной защиты для использования в медицинских целях и в микробиологии, объект закупки относится к серийно выпускаемым фильтрующим полумаскам, данные изделия не являются специально разработанными для конкретного пользователя и для конкретных условий труда. Пунктом 2 приложения N 1 к ТР ТС 019/2011 установлены типы средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, в число которых, среди прочего, входят средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие (в том числе противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской, противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, противогазовые средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, противогазоаэрозольные (комбинированные) средства индивидуальной защиты органов дыхания с изолирующей лицевой частью, фильтрующие самоспасатели). Таким образом, требования описания объекта закупки в части соответствия медицинского изделия требованиям ТР ТС 019/2011 установлены законно и обосновано. Согласно статье 3 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Средства индивидуальной защиты, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов и не допускаются к выпуску в обращение на рынке. Средства индивидуальной защиты, не маркированные единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов, не допускаются к выпуску в обращение на рынке. Указанная позиция также нашла свое отражение в письме Минпромторга России от 1 апреля 2021 года N ЕВ-26237/08, согласно которому СИЗОД фильтрующего типа (в том числе противоаэрозольные средства индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской) являются объектом технического регламента ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанному техническому регламенту.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На участие в электронном аукционе подано 15 заявок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Кронус" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 июня 2021 г. N ТО002/06/105-1257/2021 (ключевые темы: технический регламент - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - изделия медицинского назначения - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021