Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Норма" (вх. 10206) 21.06.2021 на Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" и Администрации городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0801500001121000525 "Выполнение работ по ремонту дороги по ул. Пр. Октября от кольца "Вечный огонь" до ул. Коммунистическая на участке км 0+854-2+268 на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги")".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по закупке N 0801500001121000525.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Согласно доводам Заявителя, в документации указано, что требование о подтверждении опыта исключительно за период 2019-2021 года является чрезмерно узким и ограничивает конкуренцию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту- 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
4. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки.
4.1. Критерий оценки: "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования, либо работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования).
Состоит из показателей:
Показатель N1 "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Показатель N 2 "Общее количество исполненных контрактов (договоров)".
Показатель N 3 "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
Подтверждение:
- предоставляются заверенные надлежащим образом, копии всех страниц исполненных без штрафных санкций государственных и (или) муниципальных контрактов/договоров, с указанием реестровых номеров, которые содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ) за 2019 - 2021г.г (также, указывается гиперссылка на карточку контракта / договора в реестре контрактов / реестре договоров в ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru);
- копия акта (актов) выполненных работ (по форме КС - 2), содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) в 2019 - 2021 гг.
- копия справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС - 3) - при наличии.
- копия акта (актов) приемки законченного строительства (по форме КС - 11, КС - 14а) на строительство и реконструкцию - при наличии. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) в 2019 - 2021 гг.
Копии контрактов или договоров должны быть предоставлены со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью данных контрактов или договоров.
Непредоставление таких документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Согласно статье 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99).
Согласно пункту 2(3) Постановления Правительства N99 к участникам закупки предъявляются дополнительные требования при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
В соответствии с указанным пунктом Постановления Правительства N99 дополнительным требованиям к участникам закупки является - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Вместе с тем, исходя из принципа единства контрактной системы, заказчиком должны быть установлены аналогичные требования к срокам исполненных работ в конкурсной документации.
Вопреки указанному, заказчиком установлено требование о предоставлении государственных и (или) муниципальных контрактов/договоров, с указанием реестровых номеров, которые содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ) за 2019 - 2021г.г
При этом, обоснование необходимости указанного требования конкурсная документация не содержит, соответственно критерии оценки установлены Заказчиком произвольно, а именно Заказчик может установить требования к опыту как за последние 10 или 20 лет по усмотрению, что приводит к злоупотреблению правом, к правовой неопределенности и к непредсказуемости правовых действий Заказчика.
Следовательно, в действиях Уполномоченного учреждения установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в конкурсной документации установлено требование о предоставлении контрактов и договоров, которые заключены исключительно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, что нарушает действующее Законодательство Российской Федерации.
В соответствии ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает, что указанный порядок оценки ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту- закупки, но ограничивает возможность получения таким участникам закупки максимального количества баллов.
Установленное конкурсной документацией требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) неправомерно, поскольку указанное условие не предусмотрено пунктом 27(2) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085. а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату-заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
Кроме того, по контрактам (договорам) может вестись судебно- претензионная работа (например, подрядчик может оспаривать неправомерно удержанную Заказчиком неустойку (пени, штрафы).
Таким образом, требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", поскольку применение штрафа за нарушение условии контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса, в связи с чем, участнику закупки достаточно предоставить копии всех составленных в ходе исполнения контрактов (договоров) акта (актов) выполненных работ, а также копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), что будет являться надлежащим подтверждением наличия у него соответствующего опыта.
Следовательно, в действиях Уполномоченного учреждения установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в конкурсной документации установлено требование о предоставлении Актов формы КС-11 для подтверждения опыта выполнения аналогичных видов работ, что нарушает действующее Законодательство Российской Федерации.
В соответствии ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" частично-обоснованной.
2. В действиях Уполномоченного учреждения установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику, Уполномоченному учреждению выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченное учреждение обеспечить явку лица, ответственного за установление порядка оценки при проведении закупки N 0801500001121000525, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на установление порядка оценки при проведении закупки N 0801500001121000525, с объяснениями по факту выявленного нарушения ___.___ 2021 года в ___:___. (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 июня 2021 г. N ТО002/06/105-1178/2021 (ключевые темы: участники закупок - конкурсная документация - критерии оценки - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021