Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Заказчика - МКУ "Агентство по строительству и развитию территорий" Бугровского сельского поселения:
от Заявителя - ООО "Велес":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6926 от 16.06.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству сетей электроснабжения, уличного освещения, в населенных пунктах: Вариксолово, Рассколово; Замена сетей уличного освещения на СИП и фонарей уличного освещения в д. Малое Карлино; Строительство сетей наружного освещения д. Ретселя.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 345 121,88 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Заказчик возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно первому и второму доводам жалобы, Заявитель указывает, что Заказчик при описании объекта, характеризуя одним значением показателя "В 25", две разные характеристики (прочность бетона и класс бетона), вводит участников закупки в заблуждение.
Заявитель также указал, что на основании пункта 4.3 ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" характеристики бетона по показателям качества бетоны подразделяют по прочности:
- на классы прочности на сжатие;
- на классы прочности на осевое растяжение;
- на классы прочности на растяжение при изгибе.
По мнению Заявителя, "В 25" является классом прочности на сжатие, но не прочностью не классом бетона.
Комиссией установлено, что в соответствии с Приложением N3 к Техническому заданию Заказчиком предполагается к закупке "стойка опоры тип 2" и устанавливаются требования к значениям показателей "прочность бетона", "класс бетона".
В рамках межгосударственного стандарта ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2015) устанавливаются характеристики бетона.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ 26633-2015 характеристики бетона:
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют по прочности:
- на классы прочности на сжатие: B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120,
- на классы прочности на осевое растяжение: Bt0,8; Bt1,2; Bt1,6; Bt2,0; Bt2,4; Bt2,8; Bt3,2; Bt3,6; Bt4,0; Bt4,4; Bt4,8,
- на классы прочности на растяжение при изгибе: Btb1,2; Btb1,6; Btb2,0; Btb2,4; Btb2,8; Btb3,2; Btb3,6; Btb4,0; Btb4,4; Btb4,8; Btb5,2; Btb5,6; Btb6,0; Btb6,4; Btb6,8; Btb7,2; Btb7,6; Btb8,0; Btb8,4; Btb8,8; Btb9,2; Btb9,6; Btb10,0;.
В соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении N3 к Техническому заданию установлены требования к товару "стойка опоры тип 2" к значениям показателей "прочность бетона", "класс бетона" не соответствующие положениям ГОСТ 26633-2015.
Комиссия приходит к выводу, что применение вышеуказанных требований в техническом задании не обеспечивает однозначного порядка заполнения заявок, поскольку может ввести участников в заблуждение, так как в Приложении N 3 к Техническому заданию установлены требования, не позволяющие идентифицировать продукцию необходимую Заказчику.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в частности следующим правилом - использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
С учетом вышеизложенного, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу об обоснованности первого и второго доводов жалобы Заявителя, наличии противоречий в установленных Заказчиком требований к конкретным значениям показателей товаров
Согласно третьему доводу жалобы Заявитель указал, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ. Таким образом, по мнению Заявителя, требование заказчика представать конкретные характеристики товаров является избыточными и неправомерными.
Представитель Заказчика пояснил, что объектом настоящей закупки является выполнение работ по строительству сетей электроснабжения, уличного освещения, в населенных пунктах: Вариксолово, Рассколово; Замена сетей уличного освещения на СИП и фонарей уличного освещения в д. Малое Карлино; Строительство сетей наружного освещения д. Ретселя.
Указанные работы на сетях уличного освещения не относятся ни к строительству, ни к реконструкции, ни к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Предмет закупки также не относится к ремонту, содержанию дорог или благоустройству. Указанные работы, по смыслу градостроительного кодекса, не относятся к строительству линейного объекта, поскольку работа осуществляется не на основании проектной документации, разработка, необходимость и наличие которой является неотъемлемым признаком строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства.
Комиссия установила, что объектом настоящей закупки является выполнение работ по строительству сетей электроснабжения, уличного освещения, в населенных пунктах: Вариксолово, Рассколово; Замена сетей уличного освещения на СИП и фонарей уличного освещения в д. Малое Карлино; Строительство сетей наружного освещения д. Ретселя.
Согласно пункту 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 13 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Представитель Заказчика указал, что создаваемые линии освещения являются частью общей системы электроснабжений Виллозского городского поселения, не являются самостоятельными объектами и фактически представляют собой ответвления имеющейся сети, что подтверждается содержанием работ (приложение 1 к Техническому заданию).
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе при установлении аукционной документации, а довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Велес" обоснованной в части первого и второго доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 июня 2021 г. N 047/06/64-1341/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021