Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям от Заказчика - Администрации Гатчинского муниципального района ленинградской области:
в отсутствие представителей по доверенностям:
от Заявителя - ООО "Норма", надлежащим образом извещенного о времени и месте заседании Комиссии,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7006 от 18.06.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги д. Бор - д. Шаглино - д. Руссолово.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 27.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 112 790,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что документация содержит нарушение Закона о контрактной системе, так как установлены критерии оценки заявок, ограничивающие число участников закупки, не позволяющие определить наилучшее предложение.
Заказчиком установлены следующие показатели нестоимостного критерия и порядок их оценки:
"Показатель N1: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" (Таблица 1).
В рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника закупки" выражается в наличии у участника закупки надлежаще исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству/реконструкции/капитальному ремонту/ремонту автомобильных дорог, в том числе улично-дорожная сеть, дворовые территории, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"/ Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сведения о которых содержатся в ЕИС в реестре контрактов (договоров) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" за период с 01.01.2018 по дату окончания срока подачи заявок.
Показатель N2: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров)" Значимость показателя 10%.
При оценке по данному показателю анализируется наибольшая цена одного из надлежаще исполненных контрактов (договоров), предметом которого является выполнение работ по строительству/реконструкции/капитальному ремонту/ремонту автомобильных дорог, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"/Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о котором содержатся в ЕИС в реестре контрактов (договоров) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" за период с 01.01.2019, по которому отсутствуют штрафы, пени, судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки".
По мнению Заявителя, требование о предоставлении о подтверждении опыта исключительно за двухлетний период до момента окончания срок для подачи заявок на участие в закупке, является чрезмерно узким и ограничивает конкуренцию. Установленное конкурсной документацией требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) неправомерно, поскольку указанное условие не предусмотрено пунктом 27(2) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Представитель Заказчика пояснил, что в разделе 3 конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки и величины значимости критериев оценки:
Критерии оценки |
Показатели критерия |
Коэффициент значимости показателя критерия |
Величина значимости критерия оценки |
Максимальные итоговые баллы |
Цена контракта |
Цена контракта |
1 |
60 % |
60 |
Квалификация участника закупки |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров) |
0,3 |
40 % |
40 |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) |
0,1 |
|||
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
0,2 |
|||
Деловая репутация участника закупки |
0,4 |
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В размещенной конкурсной документации требования к опыту выполнения работ являются одним из критериев для оценки заявки, что не противоречит статье 32 Закона о контрактной системе и Правилам оценки.
На основании положений Закона о контрактной системе, Правил оценки и опыта приемки работ подобного рода, Заказчиком установлены требования к наличию у участника закупки наиболее подходящего опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за определенный период времени, позволяющий определить лучшие условия исполнения контракта и наиболее квалифицированного исполнителя.
Установленный Заказчиком срок успешного выполнения работ, помогает Заказчику предотвратить возможные ситуации участия в конкурсном отборе недобросовестных участников и определить наиболее квалифицированного исполнителя.
Участник закупки, не набравший баллов по этим критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому критерию и стать победителем конкурса. Отсутствие у него необходимого опыта, сформированного и определенного Заказчиком, не ограничивает его право на участие в конкурсе.
Представитель Заказчика пояснил, что указанный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.
Контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе являются, в том числе, контрактами сопоставимого характера и исключают возможность предоставления в составе заявок недостоверной информации в части опыта организации. Требование об учете контрактов, по которым отсутствуют судебные разбирательства и отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, установлено с целью выявления лучших условий исполнения контракта, а именно добросовестного подрядчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения положений Закона о контрактной системе, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, предусматривает начисление пропорционального количества баллов в зависимости от представленного предложения в составе первой части заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 июня 2021 г. N 047/06/54.3-1363/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021