Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей по доверенности от Заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области "Лужская школа - интернат, реализующая адаптированные образовательные программы":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "АПС", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7022 от 21.06.202) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту коридора душевых.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 18.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 926 399,33 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации запроса котировок в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании:
31 |
Демон 1 а л\ кабеля |
36 м/п |
Снимается с сохранением или без сохранения с уведомления Заказчика. |
32 |
Демонтаж. Извешатель НС автоматический тепловой элеклро-кои 1 актный, магнитоконтактный в нормальном исполнении |
2 шг. |
Снимается с сохранением или без с охранения с уведомления Заказчика. |
33 |
Демонтаж. Аппарат (кнопка, ключ управления, замок электромагнитной блокировки, звуковой си] нал, сигнальная лампа) управления и сигнализации, количество подключаемых концов до 12 |
2 шт. |
Снимается с сохранением или без сохранения с уведомления Заказчика. |
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком, установленные в документации требования, затрудняют однозначное восприятия, вводят в заблуждения и противоречат установленным действующим законодательством правилам и нормам.
Как указал Заявитель, в связи с тем, что при предоставлении конкретных показателей нельзя использовать частицу "или" необходимо пояснять какой вариант необходим Заказчику.
Представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании указан способ заполнения заявки: Участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения; при указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например: "не более", "не менее", "более", "менее", "не ранее", "не позднее" "<". ">", "/", "или" " - ". "от", "до" "не ниже" и т.п.). Участник закупки вправе выбрать один из вариантов "снимается с сохранением" либо вариант "снимается без сохранения", при этом необходимо уведомить Заказчика.
Представитель Заказчика также пояснил, что в техническом задании указан способ заполнения заявки: Участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения; при указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например; "не более", "не менее", "более", "менее", "не ранее", "не позднее" "<", ">", "/", "или" " - ", "от", "до" "не ниже" и т.п.). В п. 10. и п.34 Технического задания Заказчика указано предельное значение показателя, участникам закупки необходимо указать конкретный указатель, согласно приложенной инструкции.
При этом Комиссией установлено, что в документации к запросу котировок в электронной форме Заказчиком предъявляются требования к выполняемым работам. Согласно Приложению N 2 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к:
1. Демонтажу (Разборка покрытий полов из керамических плиток, Снятие дверных полотен и т.д.);
2. Сантехническим работам (Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром 20 мм и т.д.);
3. Общестроительным работам (Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в каменных стенах, Установка и крепление наличников и т.д.);
4. Потолкам (Очистка поверхности потолков от красок с лестниц);
5. Электромонтажным работам и т.д.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 82.1 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, установленных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Такая заявка должна содержать следующие информацию и документы при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) с учетом положений части 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
в) документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 8 статьи 82.1 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика выявлены нарушения части 8 статьи 82.1 Закона о контрактной системе при установлении в документации запроса котировок в электронной форме требований не к поставляемым товарам, а к выполняемым работам.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АПС" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 82.1 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 июня 2021 г. N 047/06/82.1-1427/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021