Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Мозгового Ивана Юрьевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрация городского округа Красноармейск Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр городского развития" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по информированию населения о деятельности органов местного самоуправления городского округа Красноармейск, обнародованию (опубликованию) муниципальных правовых актов и иной официальной информации, размещению новостных и тематических материалов в периодическом печатном средстве массовой информации (газете) с дублированием на сайте издания (электронного СМИ) (извещение N 0848300053521000040 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документацию в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 26.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 021 520,58 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в части непринятия к оценке контрактов (договоров) без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней).
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в соответствии с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Значимость показателя: 20%
Коэффициент значимости показателя: 0,20.
Количество баллов, присуждаемых по показателю - 30, 60, 100 баллов.
Значение показателя |
Баллы |
Подтверждение |
Количество зарегистрированных в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru (по закону N 44-ФЗ) исполненных договоров, государственных и муниципальных контрактов (договоров) 1-5 |
30 |
Копии надлежаще оформленных договоров, контрактов и актов выполненных работ, оказанных услуг. |
Количество зарегистрированных в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru (по закону N 44-ФЗ) исполненных договоров, государственных и муниципальных контрактов (договоров) 6-8 |
60 |
Копии надлежаще оформленных договоров, контрактов и актов выполненных работ, оказанных услуг |
Количество зарегистрированных в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru (по закону N 44-ФЗ) исполненных договоров, государственных и муниципальных контрактов (договоров) 9 и выше |
100 |
Копии надлежаще оформленных договоров, контрактов и актов выполненных работ, оказанных услуг |
Содержание показателя: оценивается количество договоров (государственных (муниципальных) контрактов), на оказание услуг, аналогичных предмету проекта муниципального контракта, выполненных участником конкурса без претензий со стороны заказчиков по качеству оказанных услуг, без применения штрафных санкций государственных и муниципальных контрактов (договоров) по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема, начиная с 1 января 2016 года.
Квалификация участника конкурса по наличию опыта должна быть подтверждена копиями документов, подтверждающих оказание соответствующих услуг за прошедшие годы (договоров и (или) государственных (муниципальных) контрактов с приложением копий актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих его надлежащее выполнение участником конкурса в полном объеме)".
При этом, требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, Заказчиком не раскрыто понятие "аналогичных предмету проекта муниципального контракта", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Опыт участника по оказанию аналогичных услуг в соответствии с предметом контракта", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанному показателю.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Значимость показателя: 30%
Коэффициент значимости показателя: 0,30
Количество баллов, присуждаемых по показателю - 30, 60, 100 баллов.
Содержание показателя: Оценивается деловая репутация участника конкурса (руководителей, профильных специалистов) на основании информации иных лиц (государственных, муниципальных заказчиков, иных организаций, общественных объединений и физических лиц).
Баллы присваиваются только при наличии документов, подтверждающих деловую репутацию участника конкурса начиная с 1 января 2016 года.
Деловая репутация участника конкурса подтверждается наличием официальных благодарственных писем, Почетных грамот, Дипломов победителей в профессиональных конкурсах, премий, иных наград, званий, официальных письменных отзывов, выданных участнику конкурса, руководителю или ключевым специалистам, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника конкурса", что не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность профессиональными кадрами (профильные специалисты). Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и профильных специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Содержание показателя: Наличие в штате участника закупки квалифицированных сотрудников, планируемых к непосредственному привлечению к исполнению муниципального контракта и имеющих высшее образование (не менее 80% от всего штата) соответствующее выполняемой им специальности со стажем работы по данной специальности не менее 3 лет. При этом обязательно наличие у участника сотрудников по следующим специальностям:
- редактор,
- ответственный секретарь,
- корреспондент,
- корректор,
- оператор электронной верстки".
Комиссия приходит к выводу, что установленное требование Заказчика в части, наличия у исполнителя трудовых ресурсов исключительно в штате организации без возможности привлечения ключевых специалистов по гражданско-правовым договорам противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в порядке оценки по показателю "Обеспеченность профессиональными кадрами (профильные специалисты). Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и профильных специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" не установлено максимальное и минимальное предельное значение по каждой специальности, в связи с чем установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 4 статьи 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, объектом закупки является: "Оказание услуг по информированию населения о деятельности органов местного самоуправления городского округа Красноармейск, обнародованию (опубликованию) муниципальных правовых актов и иной официальной информации, размещению новостных и тематических материалов в периодическом печатном средстве массовой информации (газете) с дублированием на сайте издания (электронного СМИ)".
В пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
"Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: Периодическое печатное издание должно быть зарегистрировано в качестве средства массовой информации и иметь свидетельство о регистрации средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Кроме того, в Техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлено требование к Исполнителю, а именно:
"На момент подписания Контракта Исполнитель должен представить Заказчику:
свидетельство о регистрации средства массовой информации (форма периодического печатного издания - газета), выданное органом, уполномоченным к регистрации средств массовой информации;
свидетельство о регистрации средства массовой информации (форма периодического распространения - сетевое издание), выданное органом, уполномоченным к регистрации средств массовой информации".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требование, установленное Заказчиком в пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации, ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мозгового Ивана Юрьевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дел от 23.06.2021 N 050/06/23961ип/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 июня 2021 г. N 050/06/23961ип/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021