Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "Институт "Рязаньпроект" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации "Расчистка реки Скалбы в Городском округе Пушкинский Московской области" (извещение N 0148200002021000011 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вх. от 17.06.2021 N 24055-ЭП/21) на действия (бездействие) Заказчика путем проведения Оператором электронной площадки Конкурса.
В Управление поступил отзыв жалобы Заявителя (вх. от 18.06.2021
N 24140-ЭП/21) на действия (бездействие) Заказчика.
Управление, проведя внеплановую проверку в части доводов обращения Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сообщает:
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документации в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 27.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 22 650 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 02.07.2021.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям нестоимостного критерия Конкурсной документации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено понятие работ сопоставимого характера по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Под работами сопоставимого характера понимаются работы в рамках договоров/контрактов, заключенных на инженерные изыскания и разработку проектной документации на реабилитацию водного объекта или его части, включая рекогносцировочное обследование по улучшению экологического состояния водного объекта".
Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении договоров/контрактов на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации на реабилитацию водного объекта или его части, включая рекогносцировочное обследование по улучшению экологического состояния водного объекта ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 17.06.2021, после поступления жалобы Заявителя в Управление, внесены изменения в части довода обращения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено следующее:
Заказчиком в рамках нестоимостного критерия Квалификация по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе следующее:
"Максимальное количество баллов по данному показателю: 30 баллов
Значимость показателя - 30%
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,3;
Значение показателя и порядок оценки:
Заказчиком будет оцениваться наличие у участника закупки на дату подачи заявки трудовых ресурсов, привлекаемых к выполнению работ, оказанию услуг по предмету конкурса. Оценивается количество специалистов участника закупки с наличием:
- высшего профессионального образования по квалификации "Инженер", по специальностям "Прикладная геодезия" и/или "Астрономо-геодезист";
- направлениям подготовки бакалавриата "Землеустройство" и/или "Промышленное и гражданское строительство"
- направлениям подготовки магистратуры "Архитектура" или "Строительство", подтвержденных участником закупки документально. В качестве документов, подтверждающих количество специалистов, должны быть предоставлены следующие документы:
Для сотрудников, состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы или по совместительству:
- копии трудовых договоров, заключенных с привлекаемыми специалистами, и/или трудовых книжек;
- копии диплома об образовании;
Для специалистов, привлеченных по договорам гражданско-правового характера:
- копии дипломов об образовании;
- копии договоров гражданско-правового характера, заключенных участником конкурса с привлекаемыми специалистами.
В случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит вышеуказанные документы или не содержит хотя бы один из вышеуказанных документов, то по показателю участнику закупки комиссией будет присвоено нулевое значение.
Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе копий вышеуказанных документов не является основанием для признания заявки такого участника конкурса несоответствующей требованиям, указанным в настоящей документации.
Оцениваться будут только представленные в полном объеме документы, согласно перечню по специальностям и направлениям, перечисленным выше.
Сведения предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной заказчиком формой "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (Приложение N 1 к критериям) (перечень должен содержать сведения о должности, ФИО, сведения о квалификации и информацию о документе, подтверждающем соответствующую квалификацию, иные сведения по усмотрению участника закупки).
Предельно необходимое значение по показателю 25 человек (пункт 24 Правил)".
При этом, по указанному показателю отсутствует минимально необходимое количество сотрудников по каждой специальности и направлению подготовки, что не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рамках критерия Квалификация установлено, в том числе следующее:
"Заказчиком будет оцениваться суммарный объём выполненных работ, исчисляемый в рублях успешно исполненных контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сопоставимого характера и объема заключенных не ранее 2020 года.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта/договора в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте/договоре, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов/договоров, заключенных не ранее 2020 года, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 23.06.2021 N 07/ВП/24055эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 июня 2021 г. N 07/ВП/24055эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021