Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения городского округа Химки Московской области "Управление делами Администрации" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплексные услуги по обслуживанию зданий, сооружений, помещений для нужд МКУ "Управление делами Администрации" в 2021 году (извещение N 0848300044521000165 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 07.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 290 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 23.06.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу первой части заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является комплексные услуги по обслуживанию зданий, сооружений, помещений.
В пункте 24 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к составу и содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, в том числе:
"1) согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии)".
В Приложении N 1 "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования, в том числе к товарам (материалам).
При этом, в документации об Аукционе не содержится указание на конкретное количество товара, необходимого к поставке.
Таким образом, перечень товаров может, как полностью не применяться при исполнении контракта, так и применяться в полном объеме либо частично, что зависит от проведения тех или иных работ в случае возникновения необходимости.
Следовательно, представление конкретных показателей товаров, необходимость в использовании которых в рамках оказания услуг по предмету контракта не определена, носит избыточный характер, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, учитывая, что Приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товарам (расходным материалам) объем которых не определен, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд требование о предоставлении конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг" (далее - Постановление N 878), а также неправомерно объединены в один лот товары, включенные в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), установленный Постановлением N 878, и не включенные в него.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления N 878, подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 7 Постановления N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является комплексные услуги по обслуживанию зданий, сооружений, помещений.
В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, например, такой как: "Выключатель автоматический. Тип 1", относящийся к коду ОКПД2 27.1 Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная и контрольно-измерительная аппаратура.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный код ОКПД2 включен в Перечень, установленный в соответствии с Постановлением N 878.
При этом, Заказчиком наряду с вышеперечисленным товаром, установлены требования к иным товарам, не включенным в Перечень, что не соответствует Постановлению N 878 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 878, а также не размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика доказательств обратного не представлено.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления ограничений в соответствии с Постановлением N 878, а также в части объединения в один лот товары, включенные в Перечень и не включенных в него, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено ограничения допуска в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), а также неправомерно объединены в один лот товары, включенные в еречень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный Постановлением N 617, и не включенные в него.
Согласно пункту 4 Постановления N 617 ограничения, установленные указанным постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с положениями технического задания документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта поставляются, в том числе следующие товары: "Радиатор биметаллический".
На заседании Комиссии установлено, что указанные товары относятся к кодам ОКПД2 25.21.11.130 "Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов", который включен в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный Постановлением N 617.
При этом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 617.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Постановления N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 Постановления N 617.
При этом, Заказчиком наряду с вышеперечисленными товарами, установлены требования к иным товарам, не включенным в Перечень, что не соответствует Постановлению N 617 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н (далее - Приложение к Приказу N 126н).
В Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, например, такой как: "Блок дверной тип 1", "Блок дверной тип 2", "Блоки оконные", "Доска подоконная", относящиеся к коду ОКПД2 22.23.14 Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия и их части пластмассовые; "Манометр", "Термометр биметаллический", относящиеся к коду ОКПД2 26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации; "Мойка", относящийся к коду ОКПД2 25 Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования; "Смеситель", относящийся к коду ОКПД2 28.14.12.110 Краны, клапаны для раковин, моек, биде, унитазов, ванн и аналогичная арматура.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные товары включены в Приложение к Приказу N 126н.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к характеристикам товаров: "Рабочая температура Должна быть от -40 до +70 °С", "Тип Должен быть B; C", "Диапазон токов мгновенного расцепления выключателя Должен быть от 3 In до 10In* А", "Диапазон измерений вакууметрического давления", "Диапазон показаний манометра вакууметрического давления", "Ширина блока", "Высота блока", "Площадь блока", "Количество секций", "Высота унитаза", "Глубина отверстий для настенных креплений", "Угол косого выпуска", "Толщина армированного стекла", "Номинальная толщина листового стекла", "Тип заполнения", "Конструктивное исполнение стеклопакетов".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных характеристик товара не ограничивает количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Решетки вентиляционные" установлены следующие характеристики "Форма ячеек решетки Должна быть прямоугольная" и "Шаг решетки вертикальный, горизонтальный Должен быть не менее 10 мм".
В инструкции по заполнению заявки установлено, в том числе следующее: "Слова "не менее" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Шаг решетки вертикальный, горизонтальный. Очевидно, что два параметра не могут быть одинаковыми при прямоугольной форме ячеек, данный параметр предусматривает что участник должен указать несколько конкретных значений. Для горизонтального и вертикального шага".
Кроме того, в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие характеристики товаров: Размер L, Размер l, Размер В, Размер H, "Присоединение Должен быть шток; защитная гильза", "Длина штока Должна быть 40; 60; 80; 100", "Количество рукояток Должно быть 1; 2", "Расположение рукояток смесителя Должно быть под углом или прямое", "Расположение рукояток смесителя Должно быть под углом или прямое".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "/", "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Вместе с тем, для товара "Мойка" по показателю "Расстояние между центрами чаш" отсутствует единица измерения, что вводит участников закупки в заблуждение.
Изучив положения Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, инструкции по заполнению заявки, а также письменные пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных требований противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Медикал Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение частей 3, 4 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 18.06.2021 N 50/06/23230эп/21.
4. Материалы дела от 25.06.2021 N 50/06/24547эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 июня 2021 г. N 50/06/24547эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021