Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ГАЛАКТИКА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение ремонтных работ помещения здания Подольской станции скорой медицинской помощи, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Подольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.17 (извещение N 0348500001821000093 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия денным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 10.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 47 323 212,87 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 22.06.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) установлено, в том числе, следующее:
"Заказчиком будет оцениваться количество заключенных и исполненных участником закупки контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема с 01.01.2019 г. по дату окончания подачи заявок.
Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ (оказанию услуг) по исполнению участником закупки контракта (договора) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение по показателю "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат заключенные и исполненные участником закупки контракты (договора) с 01.01.2019 г. и до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте объектом закупки является выполнение ремонтных работ помещения здания Подольской станции скорой медицинской помощи, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Подольск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.17.
Представитель Заказчика представил письменные пояснения согласно которым: "Некоторые виды работ из сметы:
Позиция окна, двери: установка оконных блоков, установка металлических дверных блоков
Сантехнические работы: установка умывальников, смесителей, вентилей, прокладка трубопроводов и канализации,
Отопление: установка радиаторов, врезка в действующие сети, прокладка трубопроводов отопления.
Электромонтажные работы: установка светильников, выключателей, розеток, затягивание проводов и силовых кабелей. Установка блоков и шкафов управления или распределительного пункта.
Все эти виды работы относятся к разряду капитальных и требуют наличия СРО".
Заказчиком в Критериях оценки в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлен порядок оценки, а именно:
"2.1.1 Показатель: опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Показатель: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Значимость показателя: 60%
Коэффициент значимости показателя: 0,6
Значение показателя и порядок оценки:
Предмет оценки: Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Заказчиком будет оцениваться количество заключенных и исполненных участником закупки контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема с 01.01.2019 г. по дату окончания подачи заявок.
При этом под работами сопоставимого характера для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются выполнение работ по ремонту зданий и помещений.
Под работами сопоставимого объема понимаются работы (услуги) по контракту (договору), стоимость которого составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому контракту (договору), а не в совокупности представленных контрактов (договоров).
Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема подтверждается следующими документами:
- копия контракта (договора) на выполнение работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью.
- копия(и) акта(ов) приемки работ (оказанию услуг) подтверждающего(их) приемку работ (оказанию услуг) по исполнению контракта (договора) в полном объеме подтвержденное копией(ями) акта(ов) приемки работ (оказанию услуг);
Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки работ (оказания услуг) или итогового акта приемки работ (оказания услуг), подтверждающего приемку работ (оказание услуг) по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Опыт участника, не подтвержденный документально, не учитывается при оценке.
Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ (оказанию услуг) по исполнению участником закупки контракта (договора) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
2.1.2 Деловая репутация участника закупки.
Значимость показателя: 40%
Коэффициент значимости показателя: 0,4
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Деловая репутация участника закупки" осуществляется с учетом следующего показателя:
Содержание: оценивается наличие рекомендательных писем, благодарностей, отзывов, дипломов и иных документов, выданных не ранее 01.01.2019 г., характеризующих деловую репутацию участника закупки.
Документ, подтверждающий заявленные сведения о деловой репутации участника закупки, должен иметь возможность его идентифицировать по дате выдачи (дата должна быть четко читаема).
Отсутствие рекомендательных писем, благодарностей, отзывов, дипломов и иных документов, характеризующих деловую репутацию участника закупки, оценивается в 0 баллов".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления показателей "опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" и "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", а также контрактов (договоров) сопоставимого характера не соответствуют Правилам и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено требование о членстве в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 к капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, в том числе, замена и (или) восстановление систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также смена ограждающих строительных конструкций, а именно ветхих оконных и дверных блоков.
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом
Вместе с тем, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В пункте 16 информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, а именно: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства* Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. *за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 и 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ К участникам закупки установлены требования в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 7, 7.1, 8, 9, 10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные требования, соответствуют Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, дата подачи окончательных предложений - 28.06.2021.
При этом, в соответствии с пунктом 6 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации такой конкурс проводится с учетом следующих особенностей: подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 настоящего Федерального закона, не осуществляется
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата подачи окончательных предложений, что противоречит положениям пункта 6 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе и нарушают требования части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАЛАКТИКА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.06.2021 N 50/06/24482эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 июня 2021 г. N 50/06/24482эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2021