Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРИЙ "ДНЕПР" ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ" (далее - Заказчик) - Перминов И.В., Матвеева Я.В., Байрамов Р.Я. (по доверенности),
- ИП Буркат Тимур Валериевич (далее - Заявитель) - Смирнова Е.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка хозяйственных товаров и моющих средств для нужд ФБЛПУ "Санаторий "Днепр" ФНС России"" (извещение N0375100002321000012) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно доводу жалобы: "Заявитель направлял запрос на разъяснение аукционной документации, на что Заказчик внес изменения в аукционную документацию, но изменения по части технического задания разместил отдельным файлом, а основной файл оставил без изменений. Чем вводит в заблуждение участника закупки. В соответствии с действующими редакциями закупки у заказчику размещено 2 разных описания товара в Технических заданиях".
Согласно журналу событий ЕИС установлено следующее:
04.06.2021 размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 04.06.2021 N0375100002321000012"
11.06.2021 размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 11.06.2021 NИИ1"
11.06.2021 размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 11.06.2021 NРД1"
11.06.2021 размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 11.06.2021 NРД2"
17.06.2021 размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 17.06.2021 NИИ2"
17.06.2021 размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 17.06.2021 NРД3"
17.06.2021 размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 17.06.2021 NРД4"
17.06.2021 размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 17.06.2021 NРД5"
Комиссией установлено, что в соответствии с поступившими запросами о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, Заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию и размещены следующие редакции документации "Документация ЭА поставка хоз товаров и моющие", "Изменение N1 в документации об ЭА", "Изменение N2 в документации об ЭА (ТЗ)", содержащие соответствующие изменения.
Сведений, подтверждающих, что размещенные указанным образом редакции документации о закупке, вводят участников закупки в заблуждение о наличии актуальной редакции документации и не позволяет заполнить заявку на участие, на заседание Комиссии не представлено. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию::
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
При этом пунктом 6 Правил использования КТРУ определено, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, а случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
По позициям 8,9,10,11,12,13,29 Заказчиком описаны мешки для мусора и применен код ОКПД2 20.16.10.119 Полиэтилен прочий.
При формировании объекта закупки Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
Комиссией установлено, что по коду КТРУ 21.20.23.199-00000088 отсутствует описание товара, работы, услуги. Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия отмечает, что при формировании технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные требования (объем упаковки, диаметр горлышка бутылки, диаметр крышки распылителя, вместимость мешка, полезная площадь, объем щетки, четная комплектация изделия и т.д.) приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке. Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные требования относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам и обусловлены объективными потребностями заказчика. Действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод Заявителя признается обоснованным.
Также следует отметить, что Заказчиком включена дублирующая информация при заполнении которой Заказчики могут допустить формальные ошибки, при этом Заказчиком не представлено обоснования необходимости включения такой информации. Например, по позиции N 13 "Мешки для мусора (тип 6)" полезная площадь одной стороны мешка и размер мешка.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
При указании значений с использованием знаков "-", "_" минимальным является значение, указанное до знаков "-", "_", максимальным - значение, указанное после знаков "-", "_" (участник закупки должен указать конкретное значение, при этом минимальное и максимальное значение, указанное Заказчиком в диапазон возможных значений, не входят).
При указании диапазона, с использованием слов "диапазон", "регулируемые(ая)(ое)(ый)" перед требуемым значением с использованием знаков "-", "_" минимальным является значение, указанное до знаков "-", "_", максимальным - значение, указанное после знаков "-", "_" (участник закупки должен указать диапазон значений, при этом минимальное и максимальное значение, указанное Заказчиком в диапазон возможных значений, не входят). Исключением является указание диапазона значений с использованием "от" и "до" (Например: "Диапазон регулировки высоты от 450 мм до 520 мм"). Участником закупки в предложении устанавливается диапазон значений, соответствующий заявленным требованиям, то есть значение после слова "до" должно быть ниже установленного в Техническом задании, но без сопровождения словом "до". Участник указывает диапазон "Диапазон регулировки высоты 450-500 мм".
Если габаритные размеры или сечение сопровождаются словом менее (более), участник должен указать первое значение уменьшив (увеличив), при этом остальные значения, указанные через знак *(звездочка) оставить без изменений, не сопровождая знаком * (звездочка). Например: "Габаритные размеры тумбы (ШхГхВ) менее триста пятьдесят*четыреста*пятьсот мм", Участник может указать "Габаритные размеры тумбы (ШхГхВ) триста сорок на четыреста на пятьсот мм".
По мнению Комиссии, излишняя детализация инструкции по заполнению первой части заявки влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе, в чем усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.06.2021 N0375100002321000012-1 на участие в закупке было подано 3 заявки, 2 из которых были признаны несоответствующими требованиями Закона о контрактной системе и Закону о контрактной системе в связи с указанием недопустимых слов "может", "должен быть", "возможно". Комиссия отмечает, что установление в описании объекта закупки слов "может", "должен быть", "возможно", которые в соответствии с Инструкцией необходимо исключить, является формальным основанием для отклонения заявок.
При этом, Заказчик при формировании технического задания, руководствуясь статьей 33 Закона о контрактной системе должен определить минимальные, максимальные значения и значения, которые неизменны. Указание слов "может быть", "возможно", и т.д. не определяют указанные параметры.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р.Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 июля 2021 г. N 082/06/106-1119/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021