Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
-ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ" (далее - Заказчик) - Решетов Я.В. (по доверенности);
- ООО "ДК Мегатрейд-Юг" (далее - Заявитель) - Сергеева Е.А. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "МОЛОКО" (извещение N0375200029021000052) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации Заказчиком установлено требование о соответствии товара следующим характеристикам:
"Предмет контракта: Молоко.
Консистенция должна быть жидкая, однородная не тягучая. Без хлопьев и сбившихся комочков жира. Внешний вид: не прозрачная жидкость. Вкус и запах характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов. Цвет белый, равномерный по всей массе.
Упаковка ПЭТ пакет объёмом более 440 мл и менее 460 мл
Соответствие ГОСТ 31450-2013.
Срок годности: не более 6 суток.
Остаточный срок годности товара на момент поставки: не менее 2 суток от срока годности, установленного производством (изготовителем).
При производстве не используется сухое молоко и растительные жиры
Поставка осуществляется отдельными партиями на основании предварительной заявки Заказчика каждый рабочий день (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) с 8-00 до 10-00 часов
Доставка Товара осуществляется Поставщиком с использованием специализированного транспорта в условиях, полностью исключающих возможность их порчи и загрязнения. При транспортировке продуктов питания соблюдаются правила товарного соседства. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком за свой счет.
Автотранспорт и лица, осуществляющие доставку продуктов питания, соответствует требованиям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", СанПин 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов
N |
Наименование товара: |
Количество |
Единица измерения |
Количество (упаковок) |
Единица измерения |
1 |
Молоко |
13 005 |
Литр (кг) |
28900 |
Шт. |
1.1. Место поставки товаров: Респ. Крым, г. Симферополь, ул. Февральская 13.
2. Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара).
N |
Наименование показателей |
Требуемое значение показателей |
1.1 |
Вид молока |
Коровье |
1.2 |
Вид молока по способу обработки |
Пастеризованное |
1.3 |
Вид молочного сырья |
Нормализованное |
1.4 |
Массовая доля жира, max, % |
|
1.5 |
Массовая доля жира, min, % |
|
1.6 |
Наличие обогащающих компонентов |
Нет |
Как следует из жалобы Заявителя:
"ООО "ДК "Мегатрейд-Юг" является производителем молока коровьего питьевого пастеризованного м.д.ж. 2,5%, изготовленного по ГОСТ 31450-2013, вид молочного сырья: нормализованное. Однако заявитель лишен возможности участвовать в данной закупке в связи с тем, что фасовка молока осуществляется в ПЭТ пакеты объемом 0,500 кг. или 1,000 кг. При этом фасовка молока никак не влияет на потребительские свойства товара, показатели его качества и безопасности. Необходимый заказчику объем молока: 13005 литров (кг.) возможно обеспечить путем поставок молока как в ПЭТ пакете объёмом 0,5 л (26010 упаковок), так и 1 л. (13 005 упаковок)".
Согласно возражениям Заказчика:
"Указанные Заказчиком характеристики товара во всех позициях лота позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с требуемыми характеристиками и желает принять участие в аукционе.
Предметом аукциона является поставка товара, а не его изготовление.
Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки. Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых не ограничен, что подтверждается коммерческими предложениями, полученными Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Указание Заказчиком определенных требований к товару обусловлено потребностями Заказчика и не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в аукционную документацию влечет ограничение количества участников закупки, так как товар соответствующего качества и свойств может быть предложен несколькими поставщиками.
Техническим заданием Заказчика предусмотрено как минимум 2 производителя-изготовителя товара, а именно:
1. "Крымский молочник". Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) N550252.Зарегистрирован в Госреестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 11.08.2015 г. Правообладатель: ООО "Крымский Молочник", 297000, Республика Крым, пгт. Красногвардейское, ул.Заводская,77
2. Открытое акционерное общество "Череповецкий молочный комбинат" (г. Череповец Вологодской области), Товарный знак - ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ВОЛОГОДЧИНЫ Номер свидетельства товарного знака: 271759. Ожидаемая дата окончания срока действия свидетельства: 01.07.2023 г".
В соответствии с дополнительными пояснениями Заявителя:
"Заказчик - ГБУЗ РК "Крымский научно-практический центр наркологии" в Возражении от 01.07.2021 на жалобу ООО "ДК "Мегатрейд-Юг" указывает, что Техническому заданию Заказчика соответствует продукция двух производителей - изготовителей:
1. "Крымский молочник". Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) N550252.Зарегистрирован в Госреестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 11.08.2015 г. Правообладатель: ООО "Крымский Молочник", 297000, Республика Крым, пгт. Красногвардейское, ул.Заводская,77
2. Открытое акционерное общество "Череповецкий молочный комбинат" (г. Череповец Вологодской области), Товарный знак - ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ВОЛОГОДЧИНЫ Номер свидетельства товарного знака: 271759. Ожидаемая дата окончания срока действия свидетельства: 01.07.2023 г.
Однако, ОАО "Череповецкий молочный комбинат" (г. Череповец, ул. Молодежная, 29, ИНН 3523001117, ОГРН 1023502290712), Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.01.2014 года по делу NoА13-4431/2013 признано несостоятельным (банкротом) (решение суда, выписка из ЕГРЮЛ во вложении).
Согласно сведениям Реестра деклараций о соответствии Федеральной службы по аккредитации https://fsa.gov.ru/ ОАО "Череповецкий молочный комбинат" не имеет действующих деклараций о соответствии, следовательно, выпуск в обращение молочной продукции не осуществляет с февраля 2018 года (скриншот из реестра во вложении).
_
Исходя из вышеизложенного, требованиям заказчика, в том числе к упаковке ПЭТ пакет объёмом более 440 мл и менее 460 мл. , соответствует продукция единственного крымского производителя".
Согласно пояснениям Заказчика, требования к упаковке ПЭТ пакет объёмом более 440 мл и менее 460 мл установлены исходя из потребности Заказчика и на основании заявки медицинской сестры. Предметом аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Согласно пояснениям Заказчика, данный объем упаковки рассчитан исходя из объема молока, расходуемого при организации питания пациентов.
При этом, согласно пояснениям Заявителя, установленным требованиям к упаковке ПЭТ пакет объёмом более 440 мл и менее 460 мл, соответствует продукция единственного крымского производителя, имеющего объем упаковки 450 мл, входящий в диапазон, установленный Заказчиком.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Однако, при этом недопустимо установление требований, которые носят не объективный характер и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, установление требования (совокупности требований) в отношении объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, в случае если такие требования указывают на единственного производителя.
Заявитель пояснила, что требование к объему упаковки товара более 440 мл и менее 460 мл, установленное Заказчиком в аукционной документации, ограничивает право Заявителя как конкурента, поскольку такие требования не дают возможности выйти на указанную Закупку ввиду того, что Заявителем производится товар в упаковке объемом 500 мл и 1000 мл.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что установление ограничивающего требования к объему упаковки, соответствующего лишь одному крымскому производителю, при наличии конкурентного рынка, обусловлено объективной потребностью Заказчика.
Вместе с тем, объем упаковки не влияет на качественные характеристики поставляемого товара.
Как следует из представленных документов, закупаемое молоко будет использоваться для обеспечения питанием пациентов. Также представлено меню и карточки-раскладки, включающие сведения об ингредиентах, используемых при приготовлении блюд.
Например, карточка-раскладка на блюдо "кофе с молоком" содержит сведения об использовании цельного молока пастеризованного 3,2% жирности, объемом брутто -105 мл, нетто - 100 мл. Карточка-раскладка на блюдо "какао с молоком" содержит сведения об использовании цельного молока пастеризованного 3,2% жирности, объемом брутто -105 мл, нетто - 100 мл. Карточка-раскладка на блюдо "омлет натуральный запеченный (ОВД, ВБД, ВБДП" содержит сведения об использовании цельного молока пастеризованного 3,2% жирности, объемом брутто -40 мл, нетто - 40 мл. Карточка-раскладка на блюдо "каша овсяная молочная вязкая с сахаром, со сливочным маслом. Диетич: ОВД, ВБД, ВКД" содержит сведения об использовании цельного молока пастеризованного 3,2% жирности, объемом брутто -100 мл, нетто - 100 мл и т.д.
Таким образом, Заказчику требуется определенное количество молока на каждое блюдо, при этом упаковка молока вскрывается и используется общий объем, т.е. изначальная тара объемом 450 мл не является определяющей для Заказчика, возможность применения молока объемом 500 мл является допустимым, а также расширит число потенциальных участников, предлагающих товары иных производителей.
Также исходя из карточек-раскладок следует, что в изготовлении блюд применяется молоко 3,2 % жирности, а в документации о Закупке установлено требование к массовой доле жира max, % 3.2, min, %
2.5.
Также, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.07.2021 N0375200029021000052-1-1 на участие в Закупке подано три заявки, двум из которых отказано в допуске к участию Закупке.
Таким образом, установленное Заказчиком требование к объему упаковки, влечет за собой ограничение количества участников закупки, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: Т.А. Кочетова
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 5 июля 2021 г. N 082/06/106-1138/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021