Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ГК "Техно Глобал" (далее - Заявитель) на действия АО "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку рабочей документации и выполнение работ по объекту капитального строительства: "Реконструкция и техническое перевооружение корпусов 12, 94, 95 для организации серийного производства РН "Ангара", реализуемого на промплощадке "ПО "Полет" - филиала АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2073400001221000005) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установившего в документации о Запросе предложения возможность поставки эквивалентного оборудования, предусмотренного проектно-сметной документацией.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 29.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 01.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 887 861 700,40 рублей;
3) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева";
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 28.06.2021.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлена в документации о Запросе предложения возможность поставки эквивалентного оборудования, предусмотренного проектно-сметной документацией.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, в том числе поставляемого оборудования в рамках выполнения таких работ, установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, объектом закупки является реконструкция и техническое перевооружение корпусов зданий Заказчика, при этом проектно-сметная документация размещена в ЕИС в полном объеме.
Разделом 5 "Технологические решения" проектно-сметной документации установлены конкретные товарные знаки на оборудование, подлежащее поставке в рамках исполнения государственного контракта.
Вместе с тем Комиссией установлено, что документация о Запросе предложений не содержит положений о возможности поставки эквивалентного товара.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего в документации о Запросе предложений возможность поставки эквивалентного оборудования, предусмотренного проектно-сметной документацией, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Документацией о Запросе предложений установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 60 %, коэффициент значимости - 0,6;
2) Критерий "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий) - значимость критерия 40 %, коэффициент значимости - 0,4.
В соответствии с документацией о Запросе предложений Критерий содержит показатель "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов" (далее - Показатель) в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "Лучшим условием является наибольшая цена одного из исполненных контрактов/договоров сопоставимого характера и объема. При этом к рассмотрению/оценке принимаются исполненные надлежащим образом контракты/договоры за последние 5 лет, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем запросе предложений.
Работами сопоставимого характера и объема считаются работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Документами, подтверждающими представленную информацию, является копия исполненного контракта/договора, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), включая все приложения и дополнения к нему".
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что, исходя из порядка оценки по Показателю Критерия, не представляется возможным определить, какие именно контракты/договоры участников закупки будут учитываться Конкурсной комиссией как исполненные надлежащим образом, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Кроме того, порядок оценки по Показателю Критерия ограничивает возможность участников закупки получить максимальное количество баллов, поскольку отсутствие всех приложений и дополнений к контракту (договору), представленному участником к оценке, не свидетельствует об отсутствии у такого участника опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации о Запросе предложений ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений по Показателю Критерия, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем ввиду отсутствия на момент рассмотрения жалобы Заявителя информации о нарушении прав и законных интересов возможных участников закупки, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о том, что вышеуказанные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК "Техно Глобал" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 01.07.2021 по делу N 17/06/105-549/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2021 г. N 17/06/105-549/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2021