Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Комитета по конкурентной политике Мурманской области (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Мурманским МБУ "Экосистема" (далее - Заказчик), Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по рекультивации городской свалки твердых отходов, расположенной по адресу: Мурманская область, муниципальное образование город Мурманск, сооружение 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0149200002321002488) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии:
1) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников Конкурса Конкурсной документации по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1), показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 2), показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 3) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом составлен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 22.06.2021 N ППИ1 (далее - Протокол);
3) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не внесены изменения в Конкурсную документацию в соответствии с предписанием от 30.06.2021 по делу N 21/44/105/575 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее - Предписание).
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии 28.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -27.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 799 025 347, 15 рублей;
4) источник финансирования - бюджетные средства, КБК - 082040525ФВ194009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе -27.05.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано АО "Монолитное строительное управление-1" с предложением о цене контракта в размере 2 757 039 966 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников Конкурса Конкурсной документации по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, поскольку для оценки заявок по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия применена формула для оценки заявок участников закупки, предусмотренная пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), вместо формулы для оценки заявок участников закупки, предусмотренная пунктом 22 Правил.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с порядком оценки Конкурсной документации в рамках Критерия установлены Показатели NN 1, 2, 3.
Согласно порядку оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия оценке подлежат контракты (договоры) предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) по рекультивации полигонов твердых бытовых отходов и (или) твердых коммунальных отходов, и (или) свалок, включающих технические мероприятия рекультивации и (или) выполнение строительно-монтажных работ по рекультивации полигонов твердых бытовых отходов и (или) твердых коммунальных отходов, и (или) свалок, цена которых должна составлять не менее 15 (пятнадцати) процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В рамках Показателя N 2 Критерия установлен следующий порядок оценки: "представлены сведения в отношении от 0 до 33 человек включительно - 0 баллов; от 34 до 66 человек включительно - 35 баллов; от 67 до 99 человек включительно - 70 баллов; от 100 и более человек - 100 баллов.
Источником информации по данному показателю критерия оценки являются предоставленные в составе заявки на участие в Конкурсе копии трудового договора работника с работодателем (участником закупки) с отметкой работодателя (участника закупки) на первой странице копии: "Работает по настоящее время", копии ежемесячного отчета по Форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (утв. постановлением Правления ПФ Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п), составленной участником закупки на последнюю отчетную дату до даты подачи заявки на участие в конкурсе".
Кроме того, в рамках Показателя N 3 Критерия установлено следующее: "участником закупки документы не предоставлены или предоставлены документы о наличии не полного перечня строительных машин, транспортных средств, указанных в Таблице 2 "Количественное значения показателя С3 - 0 баллов; от 14 до 26 включительно единиц строительной техники, транспортных средств - 40 баллов; от 27 до 39 включительно единиц строительной техники, транспортных средств - 60 баллов; от 40 единиц строительной техники, транспортных средств - 100 баллов".
Вместе с тем решением Комиссии ФАС России от 02.06.2021 по делу N 21/44/105/841 (далее - Решение N 1) по результатам рассмотрения жалобы Заявителя в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия.
На основании Решения, Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии для устранения указанного нарушения выдано Предписание, согласно которому в срок до 23.06.2021 Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии необходимо осуществить рассмотрение и оценку вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией 22.06.2021 рассмотрены и оценены вторые части заявок, поданные на участие в Конкурсе, в частности, применена формула, предусмотренная пунктом 23 Правил, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что Конкурсной комиссией для оценки заявок участников Конкурса неправомерно применена формула оценки заявок участников закупки, предусмотренная пунктом 23 Правил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом составлен Протокол.
Согласно пункту 6 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию, в том числе о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом размещен в ЕИС Протокол, при этом в Протоколе отсутствует решение каждого присутствующего члена Конкурсной комиссии в отношении каждого участника Конкурса о присвоении ему баллов по установленным критериям.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом составившей Протокол, нарушают пункт 6 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведений, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы Заявителя не представлено.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не внесены изменения в Конкурсную документацию в соответствии с Предписанием.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании Решения, Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии для устранения нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе выдано Предписание, согласно которому в срок до 23.06.2021 Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии необходимо осуществить рассмотрение и оценку вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения; предписание исполнено.
Кроме того, Предписанием не возложена обязанность на Заказчика, Уполномоченного органа вносить изменения в Конкурсную документацию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России от 30.06.2021 по делу N 17/06/105-555/2021 (далее - Решение N 2) в действиях Конкурсной комиссии выявлено нарушение пункта 6 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, выразившееся в составлении ненадлежащим образом протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 22.06.2021 N ППИ1.
На основании Решения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавалось, поскольку вышеуказанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Геосинтетика" обоснованной в пункте 2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 6 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что нарушение, указанное в пункте 2 мотивировочной части решения, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что по нарушению, указанному в пункте 1 мотивировочной части решения, выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 02.06.2021 по делу N 21/44/105/841, по данному решению предписание не выдавать.
6. В связи с тем, что материалы по нарушению, указанному в пункте 1 мотивировочной части решения, переданы на основании решения от 02.06.2021 по делу N 21/44/105/841 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
7. В связи с тем, что материалы по нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочной части решения, переданы на основании решения от 30.06.2021 по делу N 17/06/105-555/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2021 г. N 17/06/105-557/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021