Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Айти-Север" (далее - Заявитель) на действия Счетной палаты Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению эксплуатации, техническому обслуживанию оборудования рабочих мест пользователей информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008721000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлены цены за каждый из видов, оказываемых услуг в рамках исполнения обязательств по государственному контракту;
2) Заказчиком неправомерно не установлено условие допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренное приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н);
3) Заказчиком неверно установлен в Конкурсной документации код ОКПД, в связи с чем Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона;
4) Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии, выданной Федеральной службой безопасности России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензия ФСБ), а также лицензии, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - Лицензия ФСТЭК).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 02.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.06.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 250 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 30501069390090019242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.06.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся;
7) единственная заявка ООО "Артекс Технолоджи" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлены сведения о начальной цене единицы за каждый из видов оказываемых услуг в рамках исполнения обязательств по государственному контракту.
Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с данной статьей цену единицы товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 11 извещения о проведении Конкурса установлены максимальное значение цены контракта, начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг и начальная цена единиц услуг и запасных частей к оборудованию. Максимальное значение цены контракта, начальная сумма цен единиц услуг, единиц запасных частей, начальные цены единиц услуг и единиц запасных частей указаны в разделе 3 Конкурсной документации, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представили Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено условие допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренное Приказом N 126н.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией о Конкурсе, Заказчиком не установлены условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
На заседании Комиссии установлено, что условия допуска, предусмотренные Приказом N 126н, применяются исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае если предметом контракта является поставка товара) и не применяются к закупкам, объектом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание услуг по обеспечению эксплуатации, техническому обслуживанию оборудования рабочих мест пользователей информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации условия допуска в соответствии с Приказом N 126н, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заказчиком неверно установлен в Конкурсной документации код ОКПД, в связи с чем Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень).
Согласно извещению о проведении Конкурса Заказчиком установлен код ОКПД 62.09.20.190 "Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие, не включенные в другие группировки".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках Конкурса требуется оказание услуг по обеспечению эксплуатации, техническому обслуживанию оборудования рабочих мест пользователей информационно-телекоммуникационной системы, в связи с чем Заказчиком установлен код ОКПД 62.09.20.190 "Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие, не включенные в другие группировки". При этом указанный код не включен в Перечень, в связи с чем Заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии, выданной Федеральной службой безопасности на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензия ФСБ), а также лицензии, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - Лицензия ФСТЭК).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Пунктом 37 информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии ФСБ. Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о наличии и предоставлении Лицензии ФСБ обусловлено необходимостью оказания услуг в части обслуживания и контроля защищенности средств защиты информации.
На заседании Комиссии установлено, что согласно приложению N 3 к техническому заданию Конкурсной документации в рамках исполнения государственного контракта предусмотрено, в том числе техническое обслуживание компьютерного оборудования, сертифицированного по требованиям безопасности информации, установленного в помещениях, выделенных для обсуждения вопросов, содержащих информацию, составляющую государственную тайну Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки о наличии Лицензии ФСБ, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (далее - Постановление N 79) при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат в том числе услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4 положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат, в том числе услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно приложению N 4 к техническому заданию Конкурсной документации в составе типового набора базового комплекта системного и офисного ПО, подлежащего техническому обслуживанию, содержится VPN-клиент - средство защиты информации, в связи с чем Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСТЭК.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Айти-Север" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2021 г. N 17/06/105-578/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021