Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов руководителей международных организаций, делегаций иностранных государств в рамках реализации основного мероприятия "Развитие интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему, обеспечение участия в международных экономических организациях, форумах и соглашениях" Государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100008621000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.06.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 695 200 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 13901132710499999244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.07.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя Критерия оцениваются сведения об опыте участника Конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 1 января 2015 г. до даты размещения извещения о проведении Конкурса.
Оказанной услугой сопоставимого характера и объема считается исполненный участником открытого конкурса в электронной форме государственный контракт (набор работ/услуг, выполненных/оказанных в рамках одного государственного контракта) по организации государственного мероприятия, выполненный за счет средств федерального или регионального бюджета, а также исполненный участником открытого конкурса в электронной форме набор работ/услуг по организации государственного мероприятия, выполненных/оказанных в рамках соглашения на предоставление субсидии из федерального или регионального бюджета, с ценой государственного контракта/соглашения на предоставление субсидии не менее 80 % начальной (максимальной) цены контракта.
Под успешным оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимается исполнение участником открытого конкурса в электронной форме государственного контракта/соглашения на предоставление субсидии без применения к такому участнику Конкурса неустоек (штрафов, пеней).
1.1 Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к минимальной стоимости предоставляемых к оценке контрактов/соглашений, а также к сроку их исполнения, поскольку указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные условия в Конкурсной документации установлены в соответствии с потребностью Заказчика, в целях определения сопоставимости объема оказанных участником закупки услуг и позволяют определить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что требование к минимальной стоимости предоставляемых к оценке контрактов, а также к сроку их исполнения не противоречит Правилам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2 Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении исполненных контрактов/соглашений без применения к таким контрактам/соглашениям неустоек (штрафов, пеней).
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия условия о предоставлении контрактов/соглашений без применения неустоек (штрафов, пеней) неправомерно, поскольку наличие выставленных по контракту/соглашению неустоек (штрафов, пени) при условии принятия заказчиком оказанных услуг не свидетельствует об отсутствии у такого участника опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 1 Критерия оцениваются государственные контракты по организации государственного мероприятия, выполненный за счет средств федерального или регионального бюджета, а также исполненный участником открытого конкурса в электронной форме набор работ/услуг по организации государственного мероприятия, выполненных/оказанных в рамках соглашения на предоставление субсидии из федерального или регионального бюджета.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что при оценке заявок на участие в Конкурсе необходимо также учитывать договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Также, исходя из порядка оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия не представляется возможным определить какие контракты/соглашения являются сопоставимыми с предметом рассматриваемой закупки, в связи с чем указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Кроме того, согласно Конкурсной документации подтверждением опыта участника Конкурса по оказанию услуг сопоставимого характера и объема являются представленные копии исполненных государственных контрактов/соглашений, включая все листы и приложения к ним.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что непредставление указанных актов к исполненному контракту/соглашению, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Кроме того, в рамках Критерия установлен показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 2), в соответствии с которым оцениваются сведения о кадровом составе участника Конкурса, в том числе о наличии штатных или привлекаемых на договорной основе дипломированных специалистов, имеющих высшее профильное образование, имеющих сертификат по программе обучения в области ивент-менеджмента.
Вместе с тем исходя из порядка оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия не представляется возможным определить наличие какого профильного образования является сопоставимым с предметом рассматриваемой закупки, в связи с чем указанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" обоснованной в части неправомерного требования об отсутствии применения неустоек (штрафов, пени) к предоставляемым к оценке контрактам/соглашениям по Показателю N 1 Критерия.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 06.07.2021 N 17/06/105-614/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2021 г. N 17/06/105-614/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021