На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 02.07.2021 N354, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения заказчиком - управление здравоохранения Липецкой области (далее- заказчик), уполномоченным учреждением - ОКУ "Управление по размещению госзаказа Липецкой области" (далее- уполномоченное учреждение) требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0146200000920000247, 0146200000920000206, 0846500000620001013, 0846500000620001014 (далее- электронные аукционы), а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (реестровый номер контракта 2482500508520000482) (далее- единственный поставщик).
Проверка начата 24.06.2021, окончена 07.07.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России, из ФАС России, 23.06.2021 поступило обращение ООО "ГЕРОФАРМ" (далее также- заявитель), в котором заявитель просит провести проверку соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0146200000920000247, 0146200000920000206, 0846500000620001013, 0846500000620001014, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (реестровый номер контракта 2482500508520000482). Так, по мнению заявителя, заказчик, при закупке лекарственного препарата МНН "Инсулин аспарт", в аукционной документации указал требование о наличии в закупаемом лекарственном препарате вспомогательного вещества - Никотинамида (витамина В3), что ведет к закупке лекарственного препарата конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания и, соответственно, ограничивает количество участников закупки. Более того, при осуществлении закупки заказчик не обосновал, в силу положений постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- постановление Правительства РФ N1380), требования о наличии в описании объекта закупки вышеуказанного вспомогательного вещества медицинскими документами пациентов. Также, заявитель считает неправомерным осуществление заказчиком закупки лекарственного препарата способом у единственного поставщика.
Заказчик представил письменные пояснения и копии запрашиваемых документов.
В адрес заявителя, заказчика и уполномоченного учреждения были направлены уведомления о месте и времени проведения проверки.
В результате анализа документов и сведений о проведении заказчиком и уполномоченным учреждением процедур закупок, установлено следующее.
1. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение и документация об электронном аукционе N 487 на поставку лекарственного препарата инсулин аспарт (реестровый номер 0146200000920000247).
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата инсулин аспарт.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 993 443,75 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 27.10.2020 11:59,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 05.11.2020 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 06.11.2020,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.11.2020 12:50.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
А в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п.4.2. аукционной документации содержится следующее описание объекта закупки с указанием требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров: "лекарственный препарат для медицинского применения Инсулин аспарт раствор для внутривенного и подкожного введения 100 ЕД/мл картридж в шприц-ручке или картриджи в комплекте с совместимыми с ними шприц-ручками (из расчета одна шприц-ручка на 50 картриджей)".
Таким образом, как следует из описания объекта закупки, к поставке требуется лекарственный препарат с МНН: "Инсулин аспарт", содержащий вышеуказанные характеристики.
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика, закупка товара объективно обоснована потребностями заказчика и осуществлена на основании заявок медицинских организаций области для обеспечения льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и социальной помощи за счет средств бюджета Липецкой области, по медицинским показаниям.
Между тем, также установлено, что в описании объекта закупки заказчиком не включено указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3).
Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N1380, утверждены прилагаемые особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Особенности описания).
Так, в соответствии с п.п.г) п.5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать: наличие (отсутствие) вспомогательных веществ.
Между тем, в соответствии с п.п.а) п.6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом, документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик.
В тоже время, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что, поскольку описание объекта закупки, содержащееся в п.4.2. документации об электронном аукционе, не содержит указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3), следовательно, наличие в документации обоснования необходимости указания заказчиком таких характеристик, не требуется.
Доказательств обратного в материалы проверки заявителем не представлено.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.11.2020 N0146200000920000247-1 на участие в закупке подана 1 заявка от ОГУП "Липецкфармация", которая аукционной комиссией заказчика была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
17.11.2020 между заказчиком и ОГУП "Липецкфармация" был заключен государственный контракт N01462000009200002470001 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт раствор для подкожного и внутривенного введения 100 ЕД/мл картридж в шприц-ручке или картриджи в комплекте с совместимыми с ними шприц-ручками (из расчета одна шприц-ручка на 50 картриджей) для социального обеспечения граждан (реестровый номер 2482500508520000406). При этом, в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту), к поставке заявлен следующий товар, содержащийся также в поданной на участие в закупке заявке ОГУП "Липецкфармация":
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП |
Количество в единицах измерения Товара |
|
международное непатентованное или химическое или группировочное наименование |
торговое наименование |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Инсулин аспарт |
НовоРапид ФлексПен |
НовоРапидR ФлексПенR раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ЕД/мл (картридж в шприц-ручке ФлексПенR) 3 мл x 5 (пачка картонная) |
раствор для внутривенного и подкожного введения |
100 ЕД/мл |
см[3*];^мл (мл) |
16 875 |
Таким образом, как следует из вышеуказанного перечня спецификации (приложение N 1 к контракту), по итогам проведения рассматриваемой закупки, лекарственный препарат конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания, о котором указано в обращении заявителя, заказчиком закуплен не был.
Следовательно, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения.
2. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение и документация об электронном аукционе N460 на поставку лекарственного препарата инсулин аспарт (реестровый номер 0146200000920000206).
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата инсулин аспарт.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 834 640,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 27.08.2020 16:58,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 04.09.2020 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 07.09.2020,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 08.09.2020 09:35.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п.4.2. аукционной документации содержится следующее описание объекта закупки с указанием требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров: "лекарственный препарат Инсулин аспарт раствор для подкожного и внутривенного введения 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке или картриджи в комплекте с совместимыми с ними шприц-ручками (из расчета одна шприц-ручка на 50 картриджей)".
Таким образом, как следует из описания объекта закупки, к поставке требуется лекарственный препарат с МНН: "Инсулин аспарт", содержащий вышеуказанные характеристики.
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика, закупка товара объективно обоснована потребностями заказчика и осуществлена на основании заявок медицинских организаций области для обеспечения льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и социальной помощи за счет средств бюджета Липецкой области, по медицинским показаниям.
Между тем, также установлено, что в описании объекта закупки заказчиком не включено указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3).
Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N1380, утверждены прилагаемые особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Особенности описания).
Так, в соответствии с п.п.г) п.5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать: наличие (отсутствие) вспомогательных веществ.
Между тем, в соответствии с п.п.а) п.6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом, документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик.
В тоже время, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что, поскольку описание объекта закупки, содержащееся в п.4.2. документации об электронном аукционе, не содержит указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3), следовательно, наличие в документации обоснования необходимости указания заказчиком таких характеристик, не требуется.
Доказательств обратного в материалы проверки заявителем не представлено.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.09.2020 N0146200000920000206-1 на участие в закупке подана 1 заявка от ОГУП "Липецкфармация", которая аукционной комиссией заказчика была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
21.09.2020 между заказчиком и ОГУП "Липецкфармация" был заключен государственный контракт N01462000009200002060001 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт раствор для подкожного и внутривенного введения 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке или картриджи в комплекте с совместимыми с ними шприц-ручками (из расчета одна шприц-ручка на 50 картриджей) (реестровый номер 2482500508520000323).
При этом, в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту) к поставке заявлен следующий товар, содержащийся также в поданной на участие в закупке заявке ОГУП "Липецкфармация":
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП |
Количество в единицах измерения Товара |
|
международное непатентованное или химическое или группировочное наименование |
торговое наименование |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Инсулин аспарт |
НовоРапид ФлексПен |
НовоРапидR ФлексПенR раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ЕД/мл (картридж в шприц-ручке ФлексПенR) 3 мл x 5 (пачка картонная) |
раствор для внутривенного и подкожного введения |
100 ЕД/мл |
см[3*];^мл (мл) |
24 000 |
Таким образом, как следует из вышеуказанного перечня спецификации (приложение N 1 к контракту), по итогам проведения рассматриваемой закупки, лекарственный препарат конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания, о котором указано в обращении заявителя, заказчиком закуплен не был.
Следовательно, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения.
3. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением размещены извещение и документация об электронном аукционе N 20 - ЭА 1 - 1034: лекарственный препарат для медицинского применения Инсулин аспарт для социального обеспечения граждан (реестровый номер 0846500000620001013).
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт для социального обеспечения граждан.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 784 265,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 01.12.2020 09:00,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.12.2020 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 11.12.2020,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 14.12.2020 09:40.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п.7.1. аукционной документации содержится следующее описание объекта закупки с указанием требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров:
Наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Инсулин аспарт раствор для внутривенного и подкожного введения 100 ЕД/мл картриджи в шприц-ручках или картриджи в комплекте с совместимыми с ними шприц-ручками (из расчета одна шприц-ручка на 50 картриджей) |
мл |
40 500 |
*Участник закупки вправе сделать предложение с возможностью поставки:
- лекарственного препарата с эквивалентной лекарственной формой, имеющей одинаковые способ введения и способ применения;
- лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (не допускается предложение эквивалентных дозировок лекарственного препарата, предусматривающих необходимость деления твердой лекарственной формы препарата);
- лекарственного препарата с конвертированием единицы измерения дозировки лекарственного препарата в иные единицы измерения.
Таким образом, как следует из описания объекта закупки, к поставке требуется лекарственный препарат с МНН: "Инсулин аспарт", содержащий вышеуказанные характеристики.
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика, закупка товара объективно обоснована потребностями заказчика и осуществлена на основании заявок медицинских организаций области для обеспечения льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и социальной помощи за счет средств бюджета Липецкой области, по медицинским показаниям.
Между тем, также установлено, что в описании объекта закупки заказчиком не включено указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3).
Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N1380, утверждены прилагаемые особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Особенности описания).
Так, в соответствии с п.п.г) п.5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать: наличие (отсутствие) вспомогательных веществ.
Между тем, в соответствии с п.п.а) п.6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом, документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик.
В тоже время, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что, поскольку описание объекта закупки, содержащееся в п.7.1. документации об электронном аукционе, не содержит указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3), следовательно, наличие в документации обоснования необходимости указания заказчиком таких характеристик, не требуется.
Доказательств обратного в материалы проверки заявителем не представлено.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.12.2020 N0846500000620001013-1, на участие в закупке подана 1 заявка от ООО "Юг-фармация", которая аукционной комиссией уполномоченного учреждения была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
29.12.2020 между заказчиком и ООО "Юг-фармация" был заключен государственный контракт N08465000006200010130001 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт для социального обеспечения граждан (реестровый номер 2482500508520000549).
При этом, в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту) к поставке заявлен следующий товар, содержащийся также в поданной на участие в закупке заявке ООО "Юг-фармация":
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП |
Количество в единицах измерения Товара |
|
международное непатентованное или химическое или группировочное наименование |
торговое наименование |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Инсулин аспарт |
НовоРапид ФлексПен |
НовоРапидR ФлексПенR раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ЕД/мл (картридж в шприц-ручке ФлексПенR) 3 мл x 5 (пачка картонная) |
раствор для внутривенного и подкожного введения |
100 ЕД/мл |
см[3*];^мл (мл) |
40 500 |
Таким образом, как следует из вышеуказанного перечня спецификации (приложение N 1 к контракту), по итогам проведения рассматриваемой закупки, лекарственный препарат конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания, о котором указано в обращении заявителя, заказчиком закуплен не был.
Следовательно, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения.
4. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением размещены извещение и документация об электронном аукционе N20 - ЭА 1 - 1035: лекарственный препарат для медицинского применения Инсулин аспарт (реестровый номер 0846500000620001014).
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 505 360,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 01.12.2020 09:08,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.12.2020 09:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 11.12.2020,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 14.12.2020 09:55.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п.7.1. аукционной документации содержится следующее описание объекта закупки с указанием требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров:
Наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Инсулин аспарт раствор для внутривенного и подкожного введения 100 ЕД/мл картриджи в шприц-ручках или картриджи в комплекте с совместимыми с ними шприц-ручками (из расчета одна шприц-ручка на 50 картриджей) |
мл |
72 000 |
*Участник закупки вправе сделать предложение с возможностью поставки:
- лекарственного препарата с эквивалентной лекарственной формой, имеющей одинаковые способ введения и способ применения;
- лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (не допускается предложение эквивалентных дозировок лекарственного препарата, предусматривающих необходимость деления твердой лекарственной формы препарата);
- лекарственного препарата с конвертированием единицы измерения дозировки лекарственного препарата в иные единицы измерения.
Таким образом, как следует из описания объекта закупки, к поставке требуется лекарственный препарат с МНН: "Инсулин аспарт", содержащий вышеуказанные характеристики.
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика, закупка товара объективно обоснована потребностями заказчика и осуществлена на основании заявок медицинских организаций области для обеспечения льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и социальной помощи за счет средств бюджета Липецкой области, по медицинским показаниям.
Между тем, также установлено, что в описании объекта закупки заказчиком не включено указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3).
Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N1380, утверждены прилагаемые особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Особенности описания).
Так, в соответствии с п.п.г) п.5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать: наличие (отсутствие) вспомогательных веществ.
Между тем, в соответствии с п.п.а) п.6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом, документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик.
В тоже время, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что, поскольку описание объекта закупки, содержащееся в п.7.1. документации об электронном аукционе, не содержит указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3), следовательно, наличие в документации обоснования необходимости указания заказчиком таких характеристик, не требуется.
Доказательств обратного в материалы проверки заявителем не представлено.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.12.2020 N0846500000620001014-1 на участие в закупке подана 1 заявка от ОГУП "Липецкфармация", которая аукционной комиссией уполномоченного учреждения была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
29.12.2020 между заказчиком и ОГУП "Липецкфармация" был заключен государственный контракт N08465000006200010140001 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт (реестровый номер 2482500508520000548).
При этом, в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту) к поставке заявлен следующий товар, содержащийся также в поданной на участие в закупке заявке ОГУП "Липецкфармация":
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП |
Количество в единицах измерения Товара |
|
международное непатентованное или химическое или группировочное наименование |
торговое наименование |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Инсулин аспарт |
НовоРапид ФлексПен |
НовоРапидR ФлексПенR раствор для подкожного и внутривенного введения, 100 ЕД/мл (картридж в шприц-ручке ФлексПенR) 3 мл x 5 (пачка картонная) |
раствор для внутривенного и подкожного введения |
100 ЕД/мл |
см[3*];^мл (мл) |
72 000 |
Таким образом, как следует из вышеуказанного перечня спецификации (приложение N 1 к контракту), по итогам проведения рассматриваемой закупки, лекарственный препарат конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания, о котором указано в обращении заявителя, заказчиком закуплен не был.
Следовательно, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения.
5.
Согласно п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.93 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
В связи с чем, положения ст.33 Закона о контрактной системе, в части установления требований к описанию объекта закупки, в рассматриваемом случае не подлежат применению.
При этом, как установлено, заказчиком было принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика, в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт раствор для подкожного и внутривенного введения 100 ЕД/мл 3 мл картридж в шприц-ручке, по итогам которой 07.12.2020 с ОГУП "Липецкфармация" заключен государственный контракт N37-ЕД/2020 (реестровый номер 2482500508520000482) на сумму 3 789 000,00 руб.
Из вышеизложенного следует, что по итогам проведения рассматриваемой закупки, лекарственный препарат конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания, о котором указано в обращении заявителя, заказчиком закуплен не был.
Следовательно, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения.
При этом, как было установлено и следует из пояснений заказчика, закупка товара в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществлена заказчиком в результате возникновения обстоятельств, наступление которых невозможно было предвидеть, а именно, в связи с несостоявшимся аукционом в электронной форме N 20 - ЭА2 - 966 (номер извещения на сайте www.zakupki.gov.ru - 0846500000620000851), объявленным 17.11.2020 г. ОКУ "Управление по размещению госзаказа Липецкой области" по заявке заказчика (протокол от 27.11.2020 г. N20-ЭА2-966/р рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N20 - ЭА2 - 966 прилагается), а также вследствие отсутствия в Липецкой области товара, закупленного за счет средств бюджета для амбулаторного лечения граждан, страдающих сахарным диабетом, и в результате необходимости оказания таким гражданам медицинской помощи в экстренной форме с целью обеспечения непрерывности их лечения и предотвращения у них прогрессирования заболевания.
В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о правомерности вышеуказанных действий заказчика по осуществлению закупки требуемого товара в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного заявителем в материалы проверки не представлено.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика - Управление здравоохранения Липецкой области при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0146200000920000247, 0146200000920000206, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (реестровый номер контракта 2482500508520000482), нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
2. В действиях уполномоченного учреждения - ОКУ "Управление по размещению госзаказа Липецкой области" при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0846500000620001013, 0846500000620001014, нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 7 июля 2021 г. N 048/06/99-956/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021