Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Алекс групп" на действия Заказчика ГУК "Государственного музея К.А.Федина" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N0360200044421000002 "Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в Сретенском начальном училище учился писатель К.А. Федин", 1899-1901 гг, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 154",
УСТАНОВИЛА:
28.06.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Алекс групп" (далее -Заявитель) на действия Заказчика ГУК "Государственного музея К.А.Федина" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N0360200044421000002 "Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в Сретенском начальном училище учился писатель К.А. Федин", 1899-1901 гг, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 154" (далее - Конкурс).
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.05.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация.
Заказчиком Конкурса является ГУК "Государственного музея К.А.Федина" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 132 800,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком установлен критерий оценки предложений участников в нарушение положений законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно ч.11 Раздела 1 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В соответствии с п. 27 (2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Таким образом, при осуществлении закупок предметом которых является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия допускается установление исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". При этом, установление иных показателей критерия оценки, кроме предусмотренных п. 27 (2) Правил, не допускается.
Разделом 12 Конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки участников по показателю "Качество работ":
Предмет оценки: предложение участника закупки по качеству работ, в составе которого содержатся технологические карты по каждому виду реставрационных работ, указанных в ведомости объемов работ (Приложение N 1 к Техническому заданию) с отметкой звездочкой (*) в столбце 5 "Примечание", включающие в себя обязательные разделы: "Методы и технологии производства работ, предусмотренные государственными стандартами, строительными нормами и правилами", "Применяемые при выполнении работ инновации", "Контроль качества выполненных работ"; "Охрана труда и техника безопасности".
Порядок оценки. Количество баллов, присваиваемых Единой комиссией каждой заявке, устанавливается исходя из следующей шкалы оценки:
1. Оценка в 0 баллов по критерию "Качество работ" присваивается заявке участника, в составе которой содержится предложение участника по качеству работ без предоставленных участником технологических карт по каждому виду работ, указанным в ведомости объемов работ (Приложение N 1 к Техническому заданию) с отметкой звездочкой (*) в столбце 5 "Примечание".
2. Оценка в 30 баллов по критерию "Качество работ" присваивается заявке участника, в составе которого содержится предложение участника по качеству работ, включающее в себя разработанные участником технологические карты не по всем видам работ, указанным в ведомости объемов работ (Приложение N 1 к Техническому заданию) с отметкой звездочкой (*) в столбце 5 "Примечание".
3. Оценка в 60 баллов по критерию "Качество работ" присваивается заявке участника, в составе которого содержится предложение участника по качеству работ, включающее в себя разработанные участником технологические карты по всем видам работ, указанных в ведомости объемов работ (Приложение N 1 Технического задания) с отметкой звездочкой (*) в столбце 5 "Примечание", при этом в технологической(-их) карте(-ах) по каждому отдельному виду работ отсутствует один и более следующих обязательных разделов: "Методы и технологии производства работ, предусмотренные государственными стандартами, строительными нормами и правилами", "Применяемые при выполнении работ инновации", "Контроль качества выполненных работ"; "Охрана труда и техника безопасности".
4. Оценка в 100 баллов (максимальная оценка) по критерию присваивается заявке участника, в составе которого содержится предложение участника по качеству работ, включающее в себя разработанные участником технологические карты по каждому виду работ, указанным в ведомости объемов работ (Приложение N 1 к Техническому заданию) с отметкой звездочкой (*) в столбце 5 "Примечание". При этом технологическая карта по каждому виду работ состоит из следующих обязательных разделов: "Методы и технологии производства работ, предусмотренные государственными стандартами, строительными нормами и правилами", "Применяемые при выполнении работ инновации", "Контроль качества выполненных работ"; "Охрана труда и техника безопасности".
Под методами и технологиями производства работ понимаются способы и приемы выполнения работ, их технологический процесс (последовательность действий) с указанием используемых инструментов и действий для достижения результата работ.
Под инновацией понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, другими словами предложение должно содержать внедрённое или внедряемое новшество в области технических средств, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и обеспечивающее повышение эффективности технологических процессов и (или) улучшение качества выполнения работ (оказание услуг).
Под контролем качества выполненных работ понимается организация контроля качества в ходе проведения работ за качеством применяемых материалов, оборудования, последовательностью проводимых работ и их приемкой.
Под охраной труда и техникой безопасности понимается система обеспечения безопасности условий труда работников при проведении работ, а также исключение воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю "Качество работ" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов Единой комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по показателю "Качество работ".
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Таким образом, Заказчик установил критерий оценки не соответствующий п. 11 Правил, что нарушает п. 8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы признается обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Алекс групп" на действия Заказчика ГУК "Государственного музея К.А. Федина" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N0360200044421000002 "Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где в Сретенском начальном училище учился писатель К.А. Федин", 1899-1901 гг, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 154" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч.1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 2 июля 2020 г. N 064/06/54.3-823/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021