Резолютивная часть объявлена 01 июля 2021 г. Изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
||
<_> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" (далее - ЗАО "Центр муниципальной экономики") |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
<_> |
||
Заказчик |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет ЖКХ г. Курска, Заказчик) |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Уполномоченный орган |
Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей уполномоченного органа |
<_>) |
||
Способ определения поставщика |
Открытый конкурс в электронной форме |
||
Закупка N |
0144300004021000211 |
||
Объект закупки |
Выполнение работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Курска Курской области на период с 2021 до 2030 года |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
5 966 666 руб. 67 коп. |
||
Дата размещения извещения о закупке |
07.06.2021 г. |
||
Изменение (-я) извещения о проведении электронного аукциона (документации об электронном аукционе) (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений документации об электронном аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
30.06.2021 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
3 (три), с идентификационными номерами заявок 110092276, 110099739, 110115231 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
3 (три), с идентификационными номерами заявок 110092276, 110099739, 110115231 |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
||
Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии |
<_> |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0962725351, на заседании велась аудиозапись.
Доводы жалобы:
1. Заказчик в нарушение ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Заказчик неправомерно установил порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а именно, "установленный заказчиком перечень специальностей для оценки квалификации трудовых ресурсов необоснованно ограничен, а также необоснованно установлены требования о наличии ученых степеней".
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно п. 4 ч.1 ст.54.3 ФЗ "О контрактной системе_" конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 ФЗ "О контрактной системе_" требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч.2 ст. 54.4 ФЗ "О контрактной системе_" заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Пункт 3 ч. 6 ст. 54.4 ФЗ "О контрактной системе_" закрепляет, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_", или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с п.п.3 - 9, п. 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_" (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_" при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документацией является "Выполнение работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Курска Курской области на период с 2021 до 2030 года" (код по ОКПД2 71.12.19.100 - Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия).
Согласно Техническому заданию конкурсной документации программа разрабатывается в отношении:
- системы теплоснабжения;
- системы водоснабжения;
- системы водоотведения;
- системы электроснабжения;
- системы газоснабжения;
- системы утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО).
Как подтверждается конкурсной документацией, в составе второй части заявки на участие заказчиком установлено требование о предъявлении "лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, (степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну - секретные). Предоставление документов указанных в пункте а) обусловлено требованиями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне" (в ред. Указов Президента РФ or 11.02.2006 N 90, от 24.12.2007 N 175, от 08.04.2008 N 460, от 30.04.2008 N 654, от 28.07.2008 N 1129 от 06.09.2008 N 1316 от 18.05.2009 N 565, от 10.06.2009 N 640, от 30.09.2009 N 1088) и п.4 п.6 "Перечня сведений, подлежащих засекречиванию...", утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ от 25.11.2009 N 8С "Сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тыс. человек и до 500 тыс. человек и (или) расположение головных сооружений водопровода и водоводов их питающих, а именно данные, изложенные в пояснительных записках к графическим изображениям и сами графические изображения всего комплекса или отдельно взятых головных сооружений водопровода или водовода их питающих (водоприёмные сооружения, насосные станции 1 и 2 подъёмов, сооружения очистки питьевой воды, станции водоподготовки)" составляют государственную тайну, с грифом "секретно"".
В силу п.1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской федерации регулируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Пунктом 2 ст. 4 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утверждает Президент Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". На основании пункта 42.1 указанного перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к государственной тайне.
При этом в силу п. 6 примечаний к перечню при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности.
Из изложенного следует, что к государственной тайне Указом Президента N 1203 отнесены: сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек; сведения, раскрывающие схемы железнодорожных узлов; расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Согласно ст. 17 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст. 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны установлен Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (далее по тексту - Положение о лицензировании N 333).
В силу п. 2 Положение о лицензировании N 333 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).
На основании п. 7 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, а также сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.
В соответствии с пунктом 4 Технического задания конкурсной документации, одним из нормативно-правовых оснований для разработки программы является "генеральный план".
Кроме того, техническим заданием конкурсной документации установлено следующее: "заказчик (представитель заказчика, имеющий доступ к государстве6нной тайне) предоставляет исполнителю доступ к необходимым для выполнения работ исполнителю документам, подпадающим под соответствующие требования Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика не усматриваются нарушения положений ФЗ "О контрактной системе..." при разработке и утверждении конкурсной документации, в связи с чем доводы жалобы N1 не нашел подтверждения материалами дела.
2. В силу п.1 ч.1 ст.54.3 ФЗ "О контрактной системе..." конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе_" порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 ФЗ "О контрактной системе_", а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 ФЗ "О контрактной системе..." конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик в конкурсной документации установил следующий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (показателей критерия - 50%)". При оценке заказчиком будут учитываться укрупненные группы специальностей в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. N1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 г. N30163): 08.00.00 - Техника и технологии строительства, 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника, 13.00.00 - Электро- и теплотехника. "В качестве документов, подтверждающих количество специалистов, должны быть предоставлены следующие документы: 1) для сотрудников, состоящих в штате участника открытого конкурса по основному месту работы или по совместительству копии трудовых договоров, заключенных с привлекаемыми специалистами, и/или трудовых книжек; копии диплома об образовании; копии документов, подтверждающих ученую степень; 2) для специалистов, привлеченных по договорам гражданско-правового характера копии дипломов об образовании; копии договоров гражданско-правового характера; копии документов, подтверждающих ученую степень".
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме изложены заказчиком в конкурсной документации в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая, что целью установления порядка оценки является выявление более квалифицированного участника, в последующем подрядчика, позволяющее конкурсной комиссии заказчика выявить лучшие предложения исполнения государственного контракта, то использованные заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки.
В этой связи, действия заказчика в части установления в конкурсной документации заказчиком перечня специальностей для оценки квалификации трудовых ресурсов и требования о наличии ученых степеней, не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе..." и Правил.
Кроме того, требование Заказчика о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих количество специалистов у участника закупки, не ограничивает количество участников закупки, поскольку допускает возможность предоставить сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
При таких обстоятельствах, действия Заказчика при определении порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не противоречат положениям ФЗ "О контрактной системе..." и Правил.
Довод жалобы N2 является необоснованным.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях заказчика, уполномоченного органа иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу закрытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" необоснованной.
2. Дело N046/06/54.3-304/2021 производством прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 6 июля 2021 г. N 046/06/54.3-304/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021