Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИСМАРК" (167018, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Борисова, дом 6, квартира 60, ОГРН: 1191121007626, ИНН: 1121027898, КПП: 112101001) (далее - ООО "БИСМАРК") вх. от 22.06.2021 N 3234э на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская городская больница" (167904, Республика Коми, город Сыктывкар, поселок городского типа Краснозатонский, шоссе Нювчимское, 24, ОГРН: 1031100406292, ИНН: 1101487262, КПП: 110101001) (далее - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка оргтехники", извещение N 0307300007321000012 (далее - жалоба, закупка, электронный аукцион),
при участии:
-<_>, представителя ООО "БИСМАРК" по доверенности от 15.01.2021,
-<_>, <_>, представителей ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" по доверенностям от 29.06.2021, 09.01.2021 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
ООО "БИСМАРК", ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "БИСМАРК" обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" в части применения положений подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при определении по результатам закупки цены контракта.
В жалобе заявителем приведены также доводы относительно возможного нарушения заказчиком требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, пункта 10 статьи 42, статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части включения в нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе в извещение о закупке и документацию об электронном аукционе противоречивых требований относительно условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" в отзыве на жалобу от 28.06.2021 N 1333 (вх. от 28.06.2021 N 2818), представителями ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Жалоба в части доводов относительно возможного нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при определении положений документации об электронном аукционе не подлежит рассмотрению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Извещением о проведении электронного аукциона в ред. от 17.05.2021 определена дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 25.05.2021.
Жалоба направлена в Коми УФАС России 22.06.2021 - по истечении законодательно установленного срока для обжалования положений документации о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе по основанию: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Таким образом, доводы жалобы относительно возможного нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при определении положений документации об электронном аукционе подлежат рассмотрению при проведении в ходе рассмотрения жалобы внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "БИСМАРК", ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница", пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница".
Объект закупки - "Поставка оргтехники".
Начальная (максимальная) цена договора составила 246 286,15 рублей.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения: за счет средств обязательного медицинского страхования; за счет средств субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на выполнение государственного задания.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 12.05.2021, с изменениями в редакции N 2 - 17.05.2021 (далее по тексту приведены положения извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе в редакции, размещенной на официальном сайте 17.05.2021).
2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
2.1. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с прочей информацией, указывается информация, содержащаяся в статье 42 Закона о контрактной системе.
По пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно подпункту б) пункта 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) утвержден, в том числе, перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в который включена, в том числе, радиоэлектронная продукция: оборудование компьютерное, электронное и оптическое, код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 26.
По пункту 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
2.1.1. Согласно разделу III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе в рамках закупки закупается товар - системный блок, код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - 26.20.15.000-00000026, в том числе, с предустановленной операционной системой Windows10.
Согласно Обоснованию необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, включенного в состав документации об электронном аукционе, требование о наличии предустановленной операционной системы Windows10 обусловлено тем, что "у заказчика имеются системные блоки с операционной системой Windows 10. Для корректной работы на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях https://bus.gov.ru/ необходима операционная система Windows".
Согласно сведений официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок заказчиком в составе документации об электронном аукционе на официальном сайте размещены:
-обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (обстоятельством, обусловливающим невозможность соблюдения соответствующего запрета, заказчиком указан подпункт б) пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236);
-обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (обстоятельством, обусловливающим невозможность соблюдения соответствующего ограничения, указан подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878).
Согласно пункту 29 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта):
"Ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 и подразделом 7 раздела I документации об электронном аукционе не установлено.
Обоснование невозможности соблюдения ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупки размещено отдельным файлом.
Запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и подразделом 7 раздела I документации об электронном аукционе не установлен.
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещено отдельным файлом".
2.1.2. Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, в отношении товаров - "компьютеры и периферийное оборудование, код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 26.2 (за исключением 26.20.2, 26.20.9) (приложение N 1 к приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
По подп. а) пункта 1.3, пункту 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
По пункту 2 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона, в пункте 29 Информационной карты установлено: "Участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н и подразделом 7 раздела I документации об электронном аукционе".
Комиссией Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки нарушений заказчиком требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, пункта 10 статьи 42, статьи 14 Закона о контрактной системе не установлено, доводы заявителя в части включения в нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе в извещение о закупке и документацию об электронном аукционе противоречивых требований относительно условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, признаются несостоятельными.
2.2. Согласно частей 1, 2, 3-8, 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно материалам жалобы, в том числе протоколу от 26.05.2021 N 0307300007321000012 -1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по определению поставщика для поставки оргтехники, на участие в закупке поданы заявки от шести участников, пять из них допущены к участию в электронном аукционе и признаны его участниками.
По результатам анализа заявок на участие в закупке, представленных в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено, что в пяти заявках содержались предложения о поставке товара, страной происхождения которого являлась Российская Федерация, в одной заявке (заявке заявителя) содержалось предложение о поставке товара, страной происхождения которого указан Китай.
По протоколу от 28.05.2021 N 0307300007321000012-3 подведения итогов электронного аукциона победителем закупки определено ООО "БИСМАРК", сделавшее предложение о цене договора 180 990,00 руб.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" 07.06.2021 размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект договора.
Заказчиком при направлении победителю закупки для подписания проекта договора применено положение подпункта а) пункта 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н в части снижения цены договора на 15 процентов от предложенной победителем аукциона, поскольку заявка победителя содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство (Китай).
ООО "БИСМАРК" 15.06.2021 размещен на электронной площадке протокол разногласий, содержащий, в том числе, несогласие со снижением цены договора на 15 процентов от предложенной победителем аукциона.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница", по результатам рассмотрения протокола разногласий 18.06.2021 размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект договора, с указанием в отдельном документе причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания. При этом в обоснование причины отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания относительно снижения цены договора на 15 процентов от предложенной победителем аукциона, заказчик указал пункт 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
С учетом отсутствия оснований для неприменения положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, установленных в пункте 2 указанного приказа, того, что заявка победителя содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения которого является иностранное государство (Китай), при заключении договора с победителем закупки заказчик правомерно применил положения подпункта а) пункта 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" в части включения в проект договора цены, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем электронного аукциона, соответствует требованиям части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подпункту а) пункта 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. Довод заявителя относительно того, что иные участники закупки предоставили в своих заявках недостоверные сведения относительно страны происхождения предлагаемого к поставке товара, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичные пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию второй части заявки обозначены заказчиком в пункте 6 части 12.5 подраздела 12 раздела 1 документации об электронном аукционе.
По пункту 1.6 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлена обязанность аукционной комиссии при рассмотрении заявок проверять указанные в заявке на участие в закупке сведения о товаре с иными источниками информации.
В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены бесспорные доказательства того, что при осуществлении процедуры закупки у аукционной комиссии заказчика имелись доказательства недостоверности представленной в иных заявках на участие в закупке информации относительно страны происхождения предлагаемого к поставке товара.
4. По результатам внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
По результатам анализа заявок на участие в закупке, представленных в материалы жалобы оператором электронной площадки установлено, что в пяти заявках содержались предложения о поставке товара, страной происхождения которого являлась Российская Федерация, в одной заявке (заявка заявителя) содержалось предложение о поставке товара, страной происхождения которого указан Китай.
Вместе с тем, протокол от 26.05.2021 N 0307300007321000012-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не содержит сведений о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Бездействие должностного лица заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница", при оформлении протокола от 26.05.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в части невключения в указанный протокол информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства, тогда как условия допуска товаров установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, противоречит пункту 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невключение в протокол от 26.05.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства, тогда как условия допуска товаров установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, противоречит императивным требованиям пункту 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, нарушает установленные Законом о контрактной системе принципы гласности и прозрачности закупок, профессионализма заказчика, ответственного за результативность обеспечения государственных нужд, могло ввести в заблуждение заявителя при оценке вероятности применения преференций, установленных приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н и повлиять на его ценовое предложение, что свидетельствует о существенности допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 22, части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, наряду с прочим, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки закупки признать бездействие должностного лица заказчика - ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница" при оформлении протокола от 26.05.2021 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, в части невключения в указанный протокол информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства, тогда как условия допуска товаров установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, противоречащим пункту 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе
3. С учетом характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, стадии закупки (заключение договора), выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика предписание об устранении установленного нарушения пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе посредством отмены процедуры заключения договора, отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, осуществлению дальнейших действий по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 июня 2021 г. N 011/06/83.2-463/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2021