Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Индустриально-судостроительный лицей" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20612-ЭП/21 от 24.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в учреждениях, подведомственных Комитету по образованию в 2021-2022 году (извещение N 0372200109521000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200109521000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 408 326,67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка дачи разъяснений положений документации, а также в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: 3) содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.
Таким образом, установив требования к Участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе соответствии и руководствуясь положениями Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в конкурсной документации должны быть перечислены все документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям.
Так, конкурсной документацией установлено в Разделе 12 "Требования к участникам закупки, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" конкурсной документации:
12.2.1.1.Наличие действующей лицензии или иных документов на право осуществления работ по контракту - наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Требование установлено на основании п.15 ч.1 ст.12 Федерального Закона РФ от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". С указанием в лицензии следующего вида (ов) деятельности:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
При этом среди документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации, указанных в п.19.9.3 документации, а также согласно Инструкции по заполнению второй части заявки, установленной в п.20.3 Документации, установлена исключительно КОПИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИЦЕНЗИИ на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При этом, согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Таким образом, согласно ч.2-ч.9 ст.21 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": выписка из реестра лицензий, опубликованном на сайте МЧС России в области пожарной безопасности по ссылке https://digital.mchs.gov.ru/fgpn , ПОДТВЕРЖАЕТ право участника на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и ПОДТВЕРЖДАЕТ соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (согласно ст31 ФЗ-44).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, работ, услуг, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара. Требования к товарам, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Объектом закупки предусмотрена поставка товаров "Коммутатор в соответствии с п.14 Расчета начальной (максимальной) цены контракта 2"
Пунктом 10 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п. 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного п. 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п.п. 2-4 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" п. 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" п. 2 настоящего Порядка).
Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанный Перечень включен код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 "26" в отношении наименования радиоэлектронной продукции "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", который соответствует товару "Коммутатор в соответствии с п.14 Расчета начальной (максимальной) цены контракта 2". При этом условиями извещения о проведении аукциона и документацией о нем не предусмотрены соответствующие ограничения.
В составе документации об аукционе Заказчиком размещено Приложение N 4 "Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к документации об аукционе, которое в качестве обстоятельства невозможности соблюдения ограничений содержит следующую информацию:
"В едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции с техническими (функциональными) характеристиками установленными к данному товару в Приложении N 2 к техническому заданию конкурсной документации".
Вместе с тем единый реестр российской радиоэлектронной продукции содержит сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки.
Анализ Приложения N 4 "Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к документации об аукционе показал, что в ней отсутствует полный перечень информации, предусмотренной пп. "г" п. 3 Порядка.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия УФАС приходит к выводу, что размещенное Заказчиком обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не соответствует пп. "г" п. 3 Порядка.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом:
"9.1 Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наибольшем количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки. Значимость показателя - 20%. Коэффициент значимости показателя 0,2. Квалификация участника, выраженная в опыте участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный наибольшем количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки (представляемые договора должны быть на обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности и/или на выполнение работ по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации и/или на выполнение работ по монтажу систем оповещения и управления эвакуацией людей) за период с 01.01.2020 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Документы, представляемые участником конкурса в качестве подтверждения квалификации: По показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наибольшем количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки" (далее - "Опыт участника"), представляются копии контрактов/договоров соответствующих предмету закупки (представляемые договора должны быть на обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности и/или на выполнение работ по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации и/или на выполнение работ по монтажу систем оповещения и управления эвакуацией людей), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за период с 01.01.2020 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов о приемке оказанных услуг (выполненных работ), копий иных документов, составленных в результате исполнения контрактов/договоров. Предоставляемые участником конкурса контракты (договора) должны быть исполнены в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре). Участник конкурса предоставляет перечень контрактов (договоров), заключенных участником, содержащий следующие сведения: предмет контракта (договора); информация о заказчике (наименование заказчика, ИНН заказчика); наименование исполнителя (с учетом правопреемственности); стоимость услуг (работ) по контракту (договору), в рублях; сведения о контракте (договоре) (номер, дата заключения и сроки исполнения); реквизиты документа о приемке (номер и дата выдачи) (при наличии); реестровый номер контракта (договора) (при наличии). Стоимость оказанных услуг (выполненных работ) по каждому из представленных участником конкурса контрактов (договоров), должна составлять не менее шестидесяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов о приемке оказанных услуг (выполненных работ), копий иных документов, составленных в результате исполнения контрактов/договоров. При оценке учитываются только контракты (договора), заключенные участником закупки с заказчиками, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника конкурса от участия в конкурсе. Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi (1), определяется по формуле: НЦБi (1) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Показатель квалификации участника конкурса (опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) по i-й заявке определяется, исходя из заявленных iм участником конкурса сведений о количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки, удовлетворяющим требованиям настоящего раздела. 9.2. Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наличии контракта (договора) с наибольшей суммой исполненного контракта (договора). Значимость показателя - 80%. Коэффициент значимости показателя 0,8. Квалификация участника, выраженная в опыте участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наличии контракта с наибольшей суммой контракта (договора) по предмету закупки (представляемый договор должен быть на обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности и/или на выполнение работ по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации и/или на выполнение работ по монтажу систем оповещения и управления эвакуацией людей) за период с 01.01.2020 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Документы, представляемые участником конкурса в качестве подтверждения квалификации: По показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наличии контракта (договора) с наибольшей суммой исполненного контракта (договора)" (далее - "Опыт участника в исполнении наибольшего контракта"), представляется копия контракта/договора соответствующая предмету закупки (представляемый договор должен быть на обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности и/или на выполнение работ по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации и/или на выполнение работ по монтажу систем оповещения и управления эвакуацией людей), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за период с 01.01.2020 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе), с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов о приемке оказанных услуг, копий иных документов, составленных в результате исполнения контрактов/договоров. Участник конкурса предоставляет перечень с указанием сведений о контракте (договоре), заключенного участником, содержащий следующие сведения: предмет контракта (договора); информация о заказчике (наименование заказчика, ИНН заказчика); наименование исполнителя (с учетом правопреемственности); стоимость услуг (работ) по контракту (договору), в рублях; сведения о контракте (договоре) (номер, дата заключения и сроки исполнения); реквизиты документа о приемке (номер и дата выдачи) (при наличии); реестровый номер контракта (договора) (при наличии). Сведения, указанные в перечне, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: копией контракта (договора), со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору) (при наличии), а также копий всех оформленных актов оказанных услуг (выполненных работ) к ним. При оценке учитываются только контракт (договор), заключенные участником закупки с заказчиками, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В случае несоответствия сумм, указанных в контрактах (договорах) и оформленных актов оказанных услуг к таким контрактам (договорам), либо на момент рассмотрения и оценки заявки обязательства по нему будут исполнены частично, комиссия будет учитывать суммы, указанные в актах оказанных услуг. В случае несоответствия указанных в перечне контрактов (договоров) предъявляемым настоящей конкурсной документацией требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такие контракты (договоры) учитываться не будут. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника конкурса от участия в конкурсе. Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя. количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi (2), определяется по формуле: НЦБi (2) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Показатель квалификации участника конкурса (опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) по i-й заявке определяется, исходя из заявленных iм участником конкурса сведений о наибольшей сумме контракта, договора по предмету закупки, удовлетворяющим требованиям настоящего раздела. Количество баллов присуждаемых i-заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется как сумма балов полученная по НЦБi(1) и НЦБi(2), умноженный на соответствующий коэффициент значимости критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Дробные значения округляется до двух десятичных знаков после запятой по атематическим правилам округления."
Согласно Конкурсной документации по показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наибольшем количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки" учитываются квалификация участника, выраженная в опыте участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный наибольшем количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки (представляемые договора должны быть на обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности и/или на выполнение работ по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации и/или на выполнение работ по монтажу систем оповещения и управления эвакуацией людей) за период с 01.01.2020 по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.".
Вместе с тем Комиссия УФАС приходит к выводу, что порядок оценки участников закупки по показателю "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема, выраженный в наибольшем количестве исполненных контрактов (договоров) по предмету закупки" ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат заключенных контракты за последние 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и не предусмотрено пунктом 27(2) Правил.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.19.8 Документации: первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки1 (требования по данному пункту не установлены);
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник конкурса предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно п. 20.2.2 Документации: Наименование и конкретные показатели поставляемого товара предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в приложении N 3 к техническому заданию с учетом инструкции по заполнению, раздела 20 конкурсной документации. При предоставлении сведений указываются конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в приложении N 3 к техническому заданию и указание на товарный знак (при наличии).
Техническое задание (Приложение N 1 к Конкурсной документации) на стр.2 32 содержит Приложение N 3 к Техническому заданию "Требования к конкретным показателям товара, поставляемого и используемого при оказании услуг по текущему обслуживанию (КСОБ)", которое не устанавливает требования к конкретным показателям товара и содержит фразу "Требование не установлено".
Однако, в составе документов, размещенных в ЕИС, есть еще файл "Приложение_N3_к_ТЗ.rar", где в файле установлены требования к товарам на 756 страницах в виде:
При этом конкурсная документация не содержит дополнительных уведомлений, сносок и разъяснений, касающихся противоречащей информации в документации в части приоритетности чтения информации.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в документации допущен техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что в данном случаи определить потребность Заказчика затруднительно, а, следовательно, его требования не корреспондируется с положением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 5 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В силу ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 24.06.2021 NППИ1 на участие в конкурсе была подана единственная заявка, следовательно, в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 14, п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2021 г. N 44-3122/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021