Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС);
при участии представителей:
СПб ГБУК "Театр - фестиваль "Балтийский дом" (далее - Заказчик):;
ООО "Производственно-реставрационная компания "Паркетный мир" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20830-ЭП/21 от 25.06.2021) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на работы по текущему ремонту паркетного пола Кировского фойе (циклеванию и покрытию лаком) в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Театр - фестиваль "Балтийский дом", расположенном по адресу: 197198, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, д.4, литера Т, пом. 2Н, 3Н (извещение номер 0372200205121000001) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 14.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200205121000001.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 842 876,80 рублей.
В жалобе Заявитель указал на несогласие с действиями конкурсной комиссии, связанными с неправильной оценкой заявки ООО "Левкас" по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников").
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что по результатам определения поставщика Заказчиком 29.06.2021 заключен государственный контракт с реестровой записью N 2781304639621000100.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч.ч. 3, 4, 5 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
Согласно ч. 7. ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.06.2021 NПРОII1 (17.06.2021 19:37 (МСК)) содержит результаты оценки, в том числе, в отношении заявки ООО "Левкас".
Как установлено ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, в том числе подавший единственную заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, вправе направить оператору электронной площадки в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса от оператора электронной площадки заказчик обязан представить в форме электронного документа участнику открытого конкурса в электронной форме соответствующие разъяснения и разместить их в единой информационной системе.
Заявитель данным правом не воспользовался, запрос о даче разъяснений результатов конкурса не направлял.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
В приложении N 2 к Информационной карте конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
"4.3. Показатель N 3: наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Значимость показателя - 40%.
Коэффициент значимости показателя - 0,4.
Оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), предметом которых является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, со всеми изменениями и приложениями. Вышеуказанный контракт (договор) должен быть исполнен не ранее чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом цена представленного участником контракта (договора) должна составлять не менее 2 500 000 рублей.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя, количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (0,4)
Кi - предложение участника конкурса, заявка которого оценивается;
Наибольшая цена (в рублях) одного из исполненных контрактов (договоров), представленных участником конкурса (заявка которого оценивается).
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками конкурса.
Максимальная наибольшая цена (в рублях) одного из исполненных контрактов (договоров), представленных участниками конкурса.
4.4. Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки по показателям "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", "общее количество исполненных контрактов (договоров)", "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)":
- копии ранее заключенных и исполненных контрактов (договоров), предметом которых является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, со всеми изменениями и приложениями. Вышеуказанные контракты (договоры) должны быть исполнены не ранее чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом цена каждого представленного участником контракта (договора) должна составлять не менее 2 500 000 рублей.
- копии актов выполненных работ.
- копия действующей на момент исполнения заявленных контрактов (договора) лицензии участника закупки на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- Информация о квалификации участника конкурса, представленная участником конкурса по форме "Квалификация участника конкурса" (Приложение N 3 к Информационной карте конкурса) (форма заполняется участником конкурса в соответствии с п. 4.9.2 Приложения N 2 Информационной карты конкурса) либо в произвольной форме.
4.5. Все наименования файлов (наименования электронных документов), относящиеся к конкретному контракту (договору) должны содержать общее название (слово или элемент наименования предмета контракта, или номер контракта (договора), или дату или любое другое обозначение того, что документ относится к соответствующему контракту (договору). Положения настоящего пункта конкурсной документации выполняются участником закупки по своему усмотрению.
4.6. Контракт (договор) не учитывается конкурсной комиссией при оценке заявки по показателям критерия "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", "общее количество исполненных контрактов (договоров)", "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)":
4.6.1. В случае отсутствия в составе заявки копии контракта (договора) и/или всех приложений и изменений к контракту (договору) в полном объёме и/или акта (актов) выполненных работ по контракту (договору), подтверждающего (подтверждающих) стоимость выполненных работ по контракту (договору) .
4.6.2. В случае отсутствия в составе заявки копии действующей на момент исполнения заявленного контракта (договора) лицензии участника закупки на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
4.6.3. В случае, если цена представленного участником контракта (договора) составляет менее 2 500 000 рублей.
4.6.4. В случае исполнения контракта (договора) ранее чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Для цели оценки заявок датой исполнения считается дата Акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия.
4.6.5 В случае непредставления Информации о квалификации участника конкурса.
4.6.6. В случае предоставления Информации о квалификации участника конкурса не соответствующей требованиям п.4.9.2 Приложения N 2 к Информационной карте конкурса.
4.6.7. В случае, если Информация о квалификации участника конкурса не соответствует представленным в составе заявки копиям документов, указанных в п. 4.4. данного Приложения".
В силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Заявитель также данным правом не воспользовался, жалоб на положения документации и (или) извещения о проведении конкурса не направлял.
Как установлено ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика неправомерно приняты к оценке, сведения и документы приложенные в составе второй части заявки ООО "Левкас" в рамках подтверждения соответствия по показателю "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" критерия Квалификация участников, ввиду наличия в них недостоверной информации.
Комиссия УФАС отмечает, что конкурсная комиссия Заказчика проверяет заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, предъявляемым закупочной документаций и самостоятельно принимает решение о соответствии такой заявки нормам Закона о контрактной системе, документации о закупке и извещению о проведении конкурса на основании имеющихся сведений.
Таким образом, в случае обнаружения конкурсная комиссия Заказчика в документах заявки недостоверной информации, в том числе в документах, которые предоставлены для оценки (в соответствии с пп.6 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе), то заявка такого участника закупки подлежит отклонению.
При этом, следует отметить, что согласно Закона о контрактной системе члены конкурсной комиссия Заказчика не обязаны проверять достоверность сведений, представленных участником в составе его заявки (за исключением случаев, указанных в ст.31 Закона о контрактной системе).
Анализ заявки ООО "Левкас" подтверждают выводы конкурсной комиссии о представлении участником в составе второй части заявки в рамках подтверждения квалификацию участника по показателю "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) максимального предложения из предложений по данному показателю, сделанных участниками закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия конкурсной комиссии Заказчика не противоречат требованиям ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Производственно-реставрационная компания "Паркетный мир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июля 2021 г. N 44-3106/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021