Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - Заказчик):;
ООО "Спика-Строй" (далее -Заявитель): ;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21125-ЭП/21 от 28.06.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в осях 2-4/В-Ж здания литера Б СПб ГБСУСО "ДИПИ N1" по адресу: г. Санкт -Петербург, ул. Поклонногорская, д. 52 (извещение N 0372200077721000067) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200077721000067.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 510 943,69 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 28.06.2021 N0372200077721000067-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"3.6. В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с идентификационным номером заявки 221 по причине несоответствия информации, содержащейся в заявке на участие в электронном аукционе, требованиям части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требованиям частей II и III документации об электронном аукционе, а именно:
- в Требованиях по позиции "Оборудование тип 1" по показателю "тип клапанов" установлено требование к значению "клапан противопожарный и (или) клапан дымовой и (или) клапан воздушный". Согласно Инструкции "1.4.7. если заказчик использовал буквы (буквосочетания) и (или) союзы и (или) символы: "а)", "б)", "в)", "и/или" либо "и (или)" - при установлении требований к нескольким значениям показателя, которые не могут изменяться, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение или несколько конкретных значений показателя через любой знак препинания без использования союзов, знаков "и", "(или)", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии)".
В заявке Участника по данному показателю представлено значение "клапан противопожарный, клапан дымовой", что не соответствует требованиям Инструкции.
- в Требованиях по позиции "Оборудование тип 1" по показателю "функциональное назначение клапанов" установлено требование к значению "для управляемого автоматического и дистанционного перекрытия вентиляционных каналов или проемов ограждающих строительных конструкций зданий". Согласно Инструкции "1.4.24. при указании заказчиком требований к значениям показателей товара, которые не могут трактоваться согласно положениям настоящей инструкции как требование к максимальному или к минимальному значению, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений".
В заявке Участника по данному показателю представлено значение "для управляемого автоматического и дистанционного перекрытия вентиляционных каналов", что не соответствует требованиям Инструкции".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках поставляемых товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком по показателю "тип клапанов" установлено требование к значению: "клапан противопожарный и (или) клапан дымовой и (или) клапан воздушный".
В заявке Заявитель по спорной товарной позиции по показателю "тип клапанов" представил следующие сведения: "клапан противопожарный, клапан дымовой".
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников установлена Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию документации об аукционе (далее-Инструкция) и содержит следующее положение:
"1.4.7. если заказчик использовал буквы (буквосочетания) и (или) союзы и (или) символы: "а)", "б)", "в)", "и/или" либо "и (или)" - при установлении требований к нескольким значениям показателя, которые не могут изменяться, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение или несколько конкретных значений показателя через любой знак препинания без использования союзов, знаков "и", "(или)", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии);".
Из письменных возражений Заказчика следует, что Заявитель в отношении спорного требования не были учтены положения, согласно которым представленное(-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии).
В составе документации представлен сметный расчет N4, в котором предусмотрены, в том числе, следующие позиции товаров:
Пункт сметы (локальная смета N4) |
Наименование |
114 |
Огнезадерживающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК Д=160 ММ |
116 |
Огнезадержнвающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК 150x150 |
117 |
Огнезадерживающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК 200x100 |
119 |
Огнезадерживающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК 300x250 |
Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что согласно СП 7.13130.2013 Клапан огнезадерживающий - это противопожарный клапан согласно своду правил - автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности (нормально открытый - закрываемый при пожаре); Клапан дымовой - это противопожарный клапан нормально закрытый, имеющий предельное состояние по огнестойкости, характеризуемое только потерей плотности, и подлежащий установке непосредственно в проемах дымовых вытяжных шахт в защищаемых коридорах и холлах (нормально закрытый - открываемый при пожаре или после пожара).
При этом Комиссия УФАС констатирует, что наименование товарной позиции в рассматриваемом случае указано, как "Оборудование тип 1".
Таким образом, указанное наименования спорного товара в Приложении N2 к Техническому заданию документации об аукционе и сметном расчете в совокупности с вышеуказанным положением инструкции не позволяет однозначно определить необходимость применения данного порядка инструкции в полном объеме.
Следовательно, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Исходя из изложенного, указанное нарушение повлекло к неправомерному отказу в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком по показателю "функциональное назначение клапанов" установлено требование к значению: "для управляемого автоматического и дистанционного перекрытия вентиляционных каналов или проемов ограждающих строительных конструкций зданий".
В заявке Заявитель по спорной товарной позиции по показателю "функциональное назначение клапанов" представил следующие сведения: "для управляемого автоматического и дистанционного перекрытия вентиляционных каналов".
Инструкция содержит следующее положение:
"1.4.6. если заказчик использовал союз "или" и (или) "либо" при установлении требований к нескольким значениям (вариантам значений) показателя товара, которые не могут изменяться, в том числе в виде изображения (схемы, рисунка) и первое слово в наименовании показателя указано в соответствии с правилами русского языка в единственном числе, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение показателя (в том числе в виде соответствующего изображения (схемы, рисунка)) без использования вышеуказанных союзов, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное значение должно соответствовать данным (при наличии), указанным в составе закупочной документации: в проектной документации, сметном расчете, спецификации;"
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал в соответствии с инструкцией и указал значение, соответствующее требованиям документации.
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе, нарушают положения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в документацию об аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июля 2021 г. N 44-3170/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021