Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 122" (далее - Заказчик):
ООО "ЭСС" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21121-ЭП/21 от 28.06.2021) на действия аукционной комиссии при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений и инженерных сетей в здании СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N122" по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Аврова, д.19, лит. А (извещение N 0172200002521000158) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000158. Начальная (максимальная) цена контракта - 95 258 098,00 рублей.
ООО "ЭСС" указало в жалобе на неправомерные действия комиссии выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч. 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, а также п. 6 ч. 5 ст. 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении жалобы, Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Минфина России, изложенная в информационном письме от 30.07.2019 N 24-05-05/57198 "По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ", согласно которой:
"Учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки".
Частью 8 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с ч. 18 ст. 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.06.2021 N0172200002521000158-4, заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям:
"Основание для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки: пункты 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Представленная участником закупки ООО "ЭСС" банковская гарантия от 16.06.2021 N 10197489 не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 45 ФЗ N 44, пункта 16.3, подпункта 2 пункта 16.24 раздела 16, раздела 17 документации о закупке, а именно: указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: "непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта Бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки", что является основанием для отказа в принятии банковской гарантии на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44. В соответствии с пунктом 16.3 раздела 16 документации о закупке "В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник электронного аукциона предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 16.2 настоящего раздела настоящей документации об электронном аукционе. Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга_". Контракт по результатам электронного аукциона заключается с заказчиком. В соответствии с разделом 17 документации обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику, а именно Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 122". Поскольку заключение контракта осуществляется с заказчиком по закупке, а не с БЕНЕФИЦИАРОМ, которым в соответствии с положениями банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, указание в банковской гарантии условия, подразумевающего возможность предоставление Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга обеспечение исполнения контракта, не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения.
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу N А 56-28943/2016, а также решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-4668/19 от 26.09.2019, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-774/20 от 03.02.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-1753/20 от 26.03.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-4703/20 от 28.08.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-5279/20 от 07.10.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-1707/21 от 13.04.2021".
Согласно ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В силу ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 15 ст. 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный ч. 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
По смыслу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 2.2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2015 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1095) на Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга при осуществлении ими закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (общей ценой контрактов при проведении совместных конкурсов (совместных аукционов) от 40 млн руб.
Кроме того, Постановлением N 1095 определены полномочия Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, в том числе в части разработки и утверждения регламента работы уполномоченного органа, в котором устанавливается порядок организации работы с предоставленным участником закупки обеспечением заявки.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ N 44 высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Следовательно, с учетом действующего в Санкт-Петербурге законодательства полномочия уполномоченного органа и заказчика различны. Обеспечение заявки предоставляются уполномоченным органам, а обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчикам в порядке заключения с ними государственных контрактов.
В разделе 1 "Информация о заказчике, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком), уполномоченном органе" документации о закупке указано:
1.1. Заказчик:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 122" (СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 122").
Место нахождения и почтовый адрес: 198412, г. СПб, г.Ломоносов, Красноармейская ул., д.20
Почтовый адрес: 198412, г. СПб, г.Ломоносов, Красного Флота ул., д.13
Контактное лицо по вопросам разъяснения документации об аукционе:
Сергеенко Анна Викторовна
Номер контактного телефона: (812) 423-33-75
Контактное лицо по вопросам разъяснения положений технического задания:
Начальник технического отдела Кузьминых Сергей Валентинович, тел.8-905-253-88-01
Адрес электронной почты: p122@zdrav.spb.ru
Руководитель контрактной службы: заместитель главного врача по медицинской части Дикалович Валерия Юрьевна
1.2. Уполномоченный орган:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга.
1) Место нахождения и почтовый адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А.
2) Контактное лицо: ведущий специалист Отдела осуществления централизованных закупок и межведомственного взаимодействия Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга - Синицкая Вероника Игоревна
3) Контактный телефон/факс: 8(812) 417 50 12/8(812) 417 50 06
4) Адрес электронной почты: orgtorg@gz-spb.ru.
В разделе 16 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, условия банковской гарантии" документации о закупке указано:
16.1. Уполномоченный орган обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в электронном аукционе, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником электронного аукциона путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником электронного аукциона самостоятельно.
16.2. Участник электронного аукциона обязан представить обеспечение заявки, в размере 4 762 904,90 рублей.
16.3. В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник электронного аукциона предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 16.2 настоящего раздела настоящей документации об электронном аукционе.
Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга: ИНН 7842304108, КПП 784201001, Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга) Реквизиты банковского счета: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК ПО г. Санкт-Петербургу, БИК 014030106, р/с 40102810945370000005, к/с 03100643000000017200 КБК (поле N 104 платежного поручения) 83411610056020000140, ОКТМО (поле N 105 платежного поручения) 40911000.
При этом исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на указанный счет.
Кроме того, в указанном разделе указано следующее:
16.24. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом бенефициару в установленных частью 15 статьи 44 Закона случаях;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в документации о закупке четко обозначены требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки:
1. Указан бенефициар, которому предоставляется обеспечение заявки (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга).
2. Установлены требования к обязательствам принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, в том числе обязательств по предоставлению до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
3. Указан заказчик, которому предоставляется обеспечение исполнения контракта (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 122"), что исключает двоякое толкование положений документации в части возможности предоставления обеспечения исполнения контракта иному лицу.
Следовательно, в документации о закупке разделены и обозначены полномочия:
- обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, который является Бенефициаром, в случае предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии.
- контракт заключается с заказчиком - Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская поликлиника N 122", следовательно, обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику.
В силу требований законодательства о контрактной системе и положений документации о закупке, обеспечение исполнения государственного контракта должно предоставляться не Бенефициару по спорной банковской гарантии, а заказчику.
Представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе банковская гарантия содержит следующее обязательство:
"непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта Бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки"
Поскольку Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга является уполномоченным органом в рамках рассматриваемой закупки, он не принимать обеспечение исполнения контракта, поскольку сам не является заказчиком в соответствии с условиями документации об аукционе.
Таким образом, представленная банковская гарантия в рассмотренной части не соответствует требованиям документации об аукционе и законодательства о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеизложенное обязательство не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, аукционной комиссией было правомерно принято решение об отказе в принятии такой банковской гарантии на основании ч. 6 ст. 45 (п. 2 ч. 6 ст. 69) Закона о контрактной системе и признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации и законодательства о контрактной системе. Доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 8, 42, 44, 45, 59, 69, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭСС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июля 2021 г. N 44-3258/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021