Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУК "Национальный драматический театр России (Александринский театр)" (далее - Заказчик), ИП Копылов Д.А. (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21065-ЭП/21 от 28.06.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку видеопроекционного оборудования для Александринского театра (извещение N 0372100025521000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100025521000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 282 463,33 руб.
В жалобе Заявитель обжалует действия аукционной комиссии, выразившиеся в необоснованном, по мнению Заявителя, признании заявки ИП Копылов Д.А. несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 указанной статьи, не допускается (ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 указанного Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений указанного Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу признания участника, уклонившимся от заключения контракта от 25.06.2021 NППУ1, банковская гарантия ИП Копылов Д.А. признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
"Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Национальный драматический театр России (Александринский театр)" уведомляет Вас об отказе в принятии банковской гарантии от 21.06.2021 N 1959975 (реестровая запись N 01Q17808006670210011), полученной в качестве обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам аукциона в электронной форме на поставку видеопроекционного оборудования для Александрийского театра (извещение N 0372100025521000010).
Основанием для отказа является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в " ч. 2, 3 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ).
Согласно Дополнительным требованиям к банковской гарантии, используемой для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" банковская гарантия оформляется на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона 44-ФЗ.
Пунктом 6 банковской гарантии предусмотрено, что "требование платежа по Гарантии должно быть получено ГАРАНТОМ до истечения срока действия Гарантии". При этом из содержания ч. 2 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Следовательно, требование считается представленным своевременно, если оно направлено гаранту в пределах срока действия гарантии. В свою очередь, установление в гарантии положения, что требование должно быть получено гарантом до истечения срока действия гарантии, ведет к сокращению времени на подготовку заказчиком такого требования и направления его гаранту. Подобное условие ограничивает право заказчика на само исполнение требования по гарантии, направленного до истечения срока действия банковской гарантии и бесспорного списания средств со счета гаранта в случае неисполнения."
Ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать банковская гарантия.
Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что Банковской гарантией предусмотрено следующие положение:
- Пункт 6 "требование платежа по Гарантии должно быть получено ГАРАНТОМ до истечения срока действия Гарантии".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения Банковских гарантий противоречат положениям Закона о контрактной системе, поскольку условия представленных банковских гарантий предполагают получение Гарантом требования платежа по гарантиям до истечения срока действия такой Гарантии.
Согласно п. 2 ст. 374 ГК РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.
Данная норма ГК РФ является императивной, а потому никакого иного регулирования (в том числе условиями самой банковской гарантии) законодательством РФ не допускается.
Таким образом, независимо от формулировки п.6 банковской гарантии, должна применяться норма п. 2 ст. 374 ГК РФ, а потому безосновательным и неправомерным представляется утверждение Заказчика о том, что п.6 банковской гарантии ущемляет права заказчика, так как требует от заказчика учитывать время на получение требования банком (гарантом) - в любом случае применению подлежит норма п. 2 ст. 374 ГК РФ.
Комиссия УФАС отмечает, что необходимо учитывать, что в силу абзаца второго п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе также должна пониматься в том смысле, какой содержится в п. 2 ст. 374 ГК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Исследование спорной банковской гарантии показало, что в совокупности ее условий отсутствует факт ущемления права заказчика, поскольку вне зависимости от того, когда было направлено спорное требование (в течение срока действия гарантии) заказчику требуемая сумма будет перечислена.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика в части признания банковской гарантии Заявителя не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, указанным в протоколе признания участника, уклонившимся от заключения контракта, является неправомерным, а также нарушает положения ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Копылов Д.А. обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФГБУК "Национальный драматический театр России (Александринский театр)"
пл. Островского, 6,
Санкт-Петербург, 191011
тел.: 7-812-4938980-1503
ЭТП НЭП
Тестовская, д. 10
Москва, 123112
факс: (495) 785-05-45
ИП Копылов Д.А.
ул. 51-й Гвардейской, д. 50, кв. 13,
Волгоград, 400094
тел.: +7 (904) 778-79-74
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3260/21
02.07.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3260/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ФГБУК "Национальный драматический театр России (Александринский театр)", аукционной комиссии устранить нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 02.06.2021 N 0372100025521000010-3-1; Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.06.2021 NППУ1;
- повторно сформировать протокол подведения итогов электронного аукциона (извещение N 0372100025521000010), с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0372100025521000010) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.07.2021.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП НЭП:
- обеспечить Заказчику, аукционной комиссии техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июля 2021 г. N 44-3260/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021