Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского" (далее - Заказчик): ,
в отсутствие представителей ООО "МонтажКомплект" (далее - Заявитель) при ненадлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21142-ЭП/21 от 29.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в здании училища по адресу: Санкт-Петербург, ул. Моховая, д.36, лит. А (извещение N 0372200047021000006) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047021000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 926 904,60 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся: в установлении ненадлежащих требований к содержанию первой части заявки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в аукционной документации, так, из содержания п. 18.5 документации следует, что Заказчиком определено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
"Участник закупки выражает согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Информация и документы, которые прилагаются участником закупки:
наименование страны происхождения товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;
конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак".
Комиссия УФАС констатирует, что в Приложении N 2 к техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам. Данное приложение содержит описание требований к конкретным показателям таких товаров как Блок Дверной, Розетка, Выключатели и т.д.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что вышеуказанные товары, описанные Заказчиком, не подлежат поставке при выполнении работ, ввиду чего, по его мнению, Заказчиком незаконно установлены требования к составу первой части заявки.
В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В связи с тем, что договор поставки представляет собой частный случай договора купли-продажи, Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В проекте контракта, размещенном в составе документации об аукционе, Заказчиком установлены условия:
"2.2. Заказчик обязан:
передать Подрядчику необходимую для выполнения Работ информацию в соответствии с условиями Технического задания, содержащего основные требования к Работам;
принять поставляемый товар и выполненные Работы, в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом (в том числе Приложением N1 к Контракту)".
Также в Техническом задании документации об аукционе Заказчиком предусмотрены следующие условия:
"3.7. Подрядчик в период выполнения Работ, должен поставить по адресу Объекта товары при выполнении Работ, являющихся предметом Контракта, а также осуществить их передачу, разгрузку и хранение. Все материалы и оборудование должны быть сертифицированы и соответствовать техническим требованиям и нормативной документации.
Подрядчик передает Заказчику документы, подтверждающие соответствие товаров, поставляемых при выполнении Работ по Контракту: технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество товаров; сертификаты качества, сертификаты пожарной безопасности; санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты соответствия и/или декларации о соответствии на товары, для которых предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, гарантийные талоны на товары, акт(-ы) приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" ("Собрание законодательства РФ", 14.12.2009, N50, ст. 6096).
Документы, удостоверяющие качество поставляемых товаров, при выполнении работ, акт(-ы) приема-передачи товара и товарно-транспортные накладные должны быть переданы Заказчику в момент передачи товара Подрядчиком. Приемка осуществляется Заказчиком в течение 3 рабочих дней.
В случае выявления стороной недостатков (некомплектности) товаров в процессе их приемки, для осуществления Работ, Сторона, обнаружившая недостатки незамедлительно обязана поставить об этом в известность Заказчика (другую Сторону). При выявлении недостатков товара уполномоченными представителями Сторон составляется акт. Подрядчик отвечает за недостатки товара, поставленного на Объект, даже если указанные недостатки не были обнаружены Заказчиком.
Подрядчик обеспечивает выполнение Работ поставкой всех необходимых для этого товаров, сведения о которых установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию. Поставляемые при выполнении Работ материалы, изделия, конструкции и оборудование будут приняты к бухгалтерскому учету Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Конкурсной документацией помимо требований к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, предусмотрены условия о количестве товаров, сроках их поставки, стоимости товаров и о порядке их приемки.
Условиями проекта государственного контракта предусмотрена передача товара по актам приема-передачи и товарно-транспортным накладным.
В доводах жалобы не дана оценка указанным положениям документации, не принято во внимание, что договор носит признаки смешанного договора, Заказчиком определено количество поставляемого товара, что является существенным условием договора поставки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления).
Согласно п. 4 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Как установлено п. 5 Постановления подтверждением случая, установленного п. 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него (п. 7 Постановления).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, поставляемого для выполнения закупаемой работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям содержаться в приложении N2 к техническому заданию аукционной документации.
Так, например, Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров "Светильник".
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Описанному Заказчиком по позициям "Светильник" в Приложении N 2 в соответствии с ОКПД 2 соответствует группа 27.40 - "Оборудование электрическое осветительное".
Перечень постановления включает в себя группу по ОКПД 2 27.1 - "Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная и контрольно-измерительная аппаратура".
Перечень Постановления N878 включает в себя подкласс по ОКПД 2 27.4- "Оборудование электрическое осветительное".
Таким образом, в отношении рассматриваемого товара распространяются ограничения в соответствии Постановлением N878.
Вместе с тем, извещение о проведении аукциона не содержит сведений об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства. Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе документации также отсутствует.
На основании изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МонтажКомплект" необоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2021 г. N 44-3267/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021