Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина" (далее - Заказчик):
ООО "Вкус" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 21261-ЭП/21 от 29.06.2021) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (извещение номер 0372200205021000055) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200205021000055. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 177 780,60 рублей.
В жалобе ООО "Вкус" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
В силу ч.ч. 2-3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 3 настоящей статьи.
Участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
Отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 3 настоящей статьи, не допускается (ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе).
Как установлено ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 24.06.2021 (размещен в ЕИС 25.06.2021 в 15 часов 03 минуты) содержит следующую информацию в отношении заявки Заявителя:
"Несоответствие предложения участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 44-ФЗ и установленным в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме, конкурсной документации, а именно:
Заявка не соответствует П. 19.8. РАЗДЕЛА 19. конкурсной документации: в заявке участника не предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией в Приложении N 2 к настоящей конкурсной документации, а именно:
Позиция 20 (Виноград сушеный "Киш-миш") - значения показателя "Предварительная обработка: с обработкой или без обработки" указано участником не в соответствии с Раздел 20. Инструкция по заполнению заявки:
Требование Технического задания:
Наименование показателя: Способ получения продукта:
Требование к значениям показателя: сушка в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей или воздушно-солнечная сушка или механизированная сушка.
Наименование показателя: Предварительная обработка:
Требование к значениям показателя: с обработкой или без обработки.
Соответствие нормативно-технической документации: Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" от 16.08.2011 ТР ТС N 005/2011, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N 021/2011, Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" от 09.12.2011 N 022/2011, ГОСТ 6882-88.
В заявке:
Способ получения продукта: сушка в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей.
Предварительная обработка: с обработкой.
Соответствие нормативно-технической документации: Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" от 16.08.2011 ТР ТС N 005/2011, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N 021/2011, Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" от 09.12.2011 N 022/2011, ГОСТ 6882-88.
Примечание:
34. В случае установления требования к значению показателя с применением слов/знаков "или", "и/или", "/", (за исключением случаев, когда знак "/" стоит: в единице измерения, в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, в требовании к значению показателя при указании на соответствие нормативно-техническим документам) при этом наименование показателя содержит ":" и/или "-", данный показатель относится к показателю для которого установлены варианты значений в требовании кзначению показателя, и потребностям
Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (
что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика
); в случае использования "или", "/", участник закупки в заявке на
участие в
закупке обязан указать
одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования "и/или" - участник закупки обязан указать не менее одного альтернативного значения показателя, включая первое из альтернативных значений. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. Показатели, установленные для других альтернативных значений, участник не указывает либо вместо значения показателя использует слова
знаки: "не определяется", "
не нормируется
", "Х" либо иные исключающие двоякое толкование. В первой части заявки участником закупки не допускается использование союза "или" и/или знака "/" и/или "и/или", (за исключением случаев, когда знак "/" стоит: в единице измерения, в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, в требовании к значению показателя при указании на соответствие нормативно-техническим документам).
Комментарий: участник закупки в заявке указал, что "Способ получения продукта: сушка в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей", вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 6882-88 "Кишмиш: сояги - из светлых сортов винограда, полученный путем сушки в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей" не содержит указание на предварительную обработку. Соответственно, исходя из положений инструкции и ГОСТ 6882-88, участник закупки должен был предоставить в заявке для показателя "Предварительная обработка: с обработкой или без обработки" - "не определяется", "не нормируется
", "Х" либо иные исключающие двоякое толкование. Участник указал значение "Предварительная обработка: с обработкой", что противоречит ГОСТ 6882-88 и требованиям документации.
Основание для отклонения -п. 2) ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно п. 19.8 конкурсной документации первая часть заявки должна содержать:
"Участник закупки выражает согласие на поставку товара, на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса.
Информация и документы, которые прилагаются участником закупки:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в конкурсной документации (Приложение N 2 к настоящей конкурсной документации), и указание на товарный знак (указывается при наличии).
В первой части заявки на участие в конкурсе не допускается указание сведений об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником конкурса цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям конкретных показателей товаров" к конкурсной документации.
В отношении товара по позиции 20 "Виноград сушеный "Киш-миш" Заказчиком установлены, в том числе, требования: "Предварительная обработка: с обработкой или без обработки. Способ получения продукта: сушка в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей или воздушно-солнечная сушка или механизированная сушка".
Также конкурсной документацией предусмотрено требование о соответствии данного товара ГОСТ 6882-88 "Виноград сушеный. Технические условия", который распространяется на сушеный виноград без заводской обработки (полуфабрикат), заготовляемый для выработки сушеного винограда (готового продукта), и на сушеный виноград после заводской обработки (готовый продукт), предназначенный для торговли и общественного питания.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 20 "Инструкция по заполнению заявки" конкурсной документации.
Инструкцией предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"34. В случае установления требования к значению показателя с применением слов/знаков "или", "и/или", "/", (за исключением случаев, когда знак "/" стоит: в единице измерения, в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, в требовании к значению показателя при указании на соответствие нормативно-техническим документам) при этом наименование показателя содержит ":" и/или "-", данный показатель относится к показателю для которого установлены варианты значений в требовании кзначению показателя, и потребностям
Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (
что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика
); в случае использования "или", "/", участник закупки в заявке на
участие в
закупке обязан указать
одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования "и/или" - участник закупки обязан указать не менее одного альтернативного значения показателя, включая первое из альтернативных значений. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. Показатели, установленные для других альтернативных значений, участник не указывает либо вместо значения показателя использует слова
знаки: "не определяется", "
не нормируется
", "Х" либо иные исключающие двоякое толкование. В первой части заявки участником закупки не допускается использование союза "или" и/или знака "/" и/или "и/или", (за исключением случаев, когда знак "/" стоит: в единице измерения, в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, в требовании к значению показателя при указании на соответствие нормативно-техническим документам)".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен товар с указанием характеристик: "Способ получения продукта: сушка в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей. Предварительная обработка: с обработкой", а также задекларировано соответствие предлагаемого товара требованиям ГОСТ 6882-88 "Виноград сушеный. Технические условия".
Согласно п. 1.2.2 названного государственного стандарта в зависимости от ампелографических сортов и способов обработки сушеный виноград (полуфабрикат и готовый продукт) вырабатывают следующих видов:
- кишмиш (сояги, сабза, бедона, шигани);
- изюм (светлый, окрашенный);
- авлон.
Характеристика видов приведена в приложении 1 к стандарту.
В соответствии с приложением 1 "Характеристика видов сушеного винограда" к ГОСТ 6882-88 "Виноград сушеный. Технические условия" значение "сушка в специальных помещениях без воздействия прямых солнечных лучей" характерно для винограда вида кишмиш (сояги), который не подвергается предварительной обработке.
Таким образом, предлагаемый участником закупки товар не отвечает требованиям государственного стандарта, что в свою очередь не соответствует требованиям конкурсной документации.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в конкурсе в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 54.5, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вкус" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2021 г. N 44-3296/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021