Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Прокопьева В. И.,
от уполномоченного органа - Васильев В. А.,
от ООО "МОДУЛЬ" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "МОДУЛЬ" на действия заказчика - Управления образования администрации города-курорта Кисловодска, уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300002921000040 "Электронный аукцион на поставку электронного оборудования для обеспечения муниципальных нужд объекта капитального строительства: "Строительство средней образовательной школы на 1000 мест по ул. Замковая, 84 в городе-курорте Кисловодске", в рамках муниципальной программы "Развитие образования".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "МОДУЛЬ", выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
1) Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617), с 01.05.2020 г. установлено ограничение допуска в отношении отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 Постановления N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
В п. 6. Постановления N 617 установлено, что звуковое оборудование, входящее в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).
В составе объекта закупки указан товар:
7 |
Динамики для громкого воспроизведения |
26.40.31.190-00000010 |
Штука |
2 |
При этом, код ОКПД2 26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая включен в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617.
Таким образом, заказчик нарушил положения ст. 14 Закона 44-ФЗ, требований Постановления 617:
- не установив ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 в отношении звукового оборудования (Код ОКПД2 26.40.31.190);
- объединив в один лот звуковое оборудование (Код ОКПД2 26.40.31.190) и другие отдельные виды промышленных товаров.
2) Согласно описанию объекта закупки, по позициям N 2 "Информационный терминал", N 11 "Ноутбук" должна быть представлена предустановленная операционная система MicrosoftWindows 10 Professional, также заказчик указал - Предустановленная операционная система MicrosoftWindows 10 Professional (В связи с необходимостью обеспечения взаимодействия указанного программного обеспечения с программным обеспечением, используемым Заказчиком.
При этом, согласно объекта закупки, оборудование приобретается для обеспечения муниципальных нужд объекта капитального строительства: "Строительство средней образовательной школы на 1000 мест по ул. Замковая, 84 в городе-курорте Кисловодске" - то есть для новой школы, которая еще не имеет и не использует никакого оборудования, с которым должно быть обеспечено взаимодействие приобретаемой операционной системы.
3) Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N1236).
Для целей применения запрета в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1. Постановления 1236 понимается поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Согласно описанию объекта закупки, в составе товаров по позициям N 2 "Информационный терминал", N 11 "Ноутбук" должна быть Предустановленная операционная система MicrosoftWindows 10 Professional; в составе товара по позиции N 5 "Интерактивный стол - Сенсорный логопедический комплекс с программным обеспечением и микрофоном" должна быть Операционная система -иных требований к операционной системе по указанным пунктам заказчиком не установлено.
Согласно п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета (Далее - Порядок), утвержденного Постановлением 1236, Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В Обосновании, приведенном заказчиком, указаны Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные Заказчиком:
N п/п |
Наименование объекта закупки |
Требования к программному обеспечению, установленные Заказчиком |
1. |
Ноутбук (КТРУ 26.20.11.110-00000140) Информационный терминал ( КТРУ 26.20.16.140-00000011) |
|
1.1. |
Предустановленная операционная система MicrosoftWindows 10 Professional (В связи с необходимостью обеспечения взаимодействия указанного программного обеспечения с программным обеспечением, используемым Заказчиком (согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), эквивалент на указанное программное обеспечение не предусмотрен) |
1. Интеграция с корпоративной службой единого каталога Active Directory Domain Services с поддержкой групповых политик и сценариев централизованного управления |
2. Встроенная возможность выполнения программного обеспечения, эксплуатируемого Заказчиком, без необходимости использования эмуляторов и/или средств виртуализации | ||
3. Наличие встроенных групп безопасности, предусматривающих несколько уровней доступа (привилегий) к настройкам системы, с возможностью включения в них локальных пользователей | ||
4. Поддержка аппаратных средств шифрования и двухфакторной аутентификации | ||
5. Поддержка автоматической установки устройств (оборудования) - по стандарту Plug-and-Play | ||
6. Возможность централизованной настройки политик безопасности, средство для управления политиками безопасности с графическим интерфейсом | ||
7. Встроенное в операционную систему средство резервного копирования с графическим интерфейсом | ||
8. Автоматическое распознавание съемных накопителей | ||
9. Возможность печати с учетом информации о местонахождении (автоматический выбор ближайшего принтера) | ||
10. Поддержка работы с несколькими мониторами | ||
11. Возможность автоматического подключения принтеров, файловых хранилищ и других сетевых ресурсов, наличие средств централизованного управления подключением сетевых ресурсов и другими настройками рабочего стола с графическим интерфейсом | ||
12. Возможность массового развертывания операционных систем и приложений встроенными средствами, наличие средств централизованного управления развертыванием систем и приложений, а также установки обновлений. Средства управления должны иметь графический интерфейс | ||
13. Поддержка виртуализации унаследованных приложений (виртуализация, работающая в автономном режиме внутри клиентской ОС) | ||
14. Поддержка протокола проверки подлинности Kerberos | ||
15. Настраиваемая система автоматической доставки обновлений (с выбором стратегии обновления, включая отложенную систему доставки обновлений) | ||
16. Настраиваемая возможность получения обновлений ОС по модели ПК-ПК для снижения нагрузки на внешние интернет-каналы организации за счет распространения обновлений (между ПК) внутри локальной сети после обновления не менее одного ПК в этой локальной сети | ||
17. Обеспечение регламентного (без использования эмуляторов и иного подобного ПО) функционирования клиентских (работающих на ПК) компонентов прикладного (специализированного) ПО, эксплуатируемого организацией, использующего, в том числе, технологии COM/COM+ и разработанного с использованием средств разработки (включая, но не ограничиваясь): Visual Basic (6.0 и ниже), Delphi для среды Win32/64, неуправляемый С++, Visual FoxPro, Access | ||
18. Обеспечение регламентного (без использования эмуляторов и иного подобного ПО) функционирования клиентских (работающих на ПК) компонентов прикладного (специализированного) ПО, эксплуатируемого организацией, использующего технологию .Net, и разработанного с использованием средств разработки (включая, но не ограничиваясь): Visual Basic .Net, C#, управляемый С++. | ||
2 |
|
|
При этом, указанные в обосновании характеристики программного обеспечения отсутствуют в Приложении N1 к аукционной документации "Наименование, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров и их количество".
Для Операционной системы в составе товара по позиции N 5 "Интерактивный стол - Сенсорный логопедический комплекс с программным обеспечением и микрофоном" и "предустановленного программного обеспечения" в составе товара по позиции N 2 "Информационный терминал" - запрет в соответствии с Постановлением 1236 не установлен, обоснование невозможности соблюдения запрета на программное обеспечение, указанное в настоящем абзаце - не указано.
4) Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утверждены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - правила), перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Согласно п. 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 878 (далее - Порядок подготовки обоснования), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В приведенном заказчиком обосновании в качестве Обстоятельства, обуславливающего невозможность соблюдения запрета, указан подпункт "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования.
Однако, обоснование подготовлено только для 4-х позиций объекта закупки из 12-ти, указанных в приложении N1 к аукционной документации, являющихся объектом закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОДУЛЬ" на действия заказчика - Управления образования администрации города-курорта Кисловодска, уполномоченного органа - Управления по экономике и инвестициям администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300002921000040 "Электронный аукцион на поставку электронного оборудования для обеспечения муниципальных нужд объекта капитального строительства: "Строительство средней образовательной школы на 1000 мест по ул. Замковая, 84 в городе-курорте Кисловодске", в рамках муниципальной программы "Развитие образования" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Управления образования администрации города-курорта Кисловодска нарушившим требования ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 июля 2021 г. N 026/06/64-1570/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021