Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Алферова А. Г.,
от уполномоченного органа - Мурзина А. Н.,
от ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" - Магомедов К. З.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" на действия заказчика - Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000378 "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги: Подъезд к х.Безивановка от а/д "Минводы-Греческое (км 0+000 - км 7+900)"(1 пусковой комплекс)".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "СТРОЙПРОГРЕСС", выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
26.04.2021 г. Комитетом Ставропольского края по государственным закупкам на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - "ЕИС") было размещено извещение N 0121200004721000378 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги: Подъезд к х.Безивановка от а/д "Минводы-Греческое (км 0+000 - км 7+900)"(1 пусковой комплекс).
Согласно протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 56-ЭОК ЕЭТП N 0121200004721000378 от 03.06.2021 г. победителем открытого конкурса в электронной форме было признано ООО "СТРОЙПРОГРЕСС".
08.06.2021 г. Управлением муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - "Заказчик") в адрес победителя был направлен для подписания проект контракта.
15.06.2021 года ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" направило посредством ЭТП подписанный с его стороны контракт и банковскую гарантию N 16892-20КЭБГ/0014 от 15 июня 2021 года (реестровая запись реестре контрактов в ЕИС N 0FL32630046551210015) на сумму 15 656 899,00 рублей (далее - "Гарантия").
Однако, 18.06.2021 г. Заказчиком был размещен в ЕИС Протокол от 18.06.2021 г. NППУ1 признания участника уклонившимся от заключения контракта.
При этом, как следует из содержания приведенного протокола, решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта было принято по следующим основаниям:
1. При заключении контракта победитель открытого конкурса в электронной форме не исполнил требования, предусмотренные ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ, а также требования извещения и документации о предоставлении обеспечения исполнения контракта, в размере, установленном документацией о закупке.
17.06.2021 г. заказчиком было установлено что, участником закупки ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" был направлен подписанный с его стороны контракт и банковская гарантия N 16892-20КЭБГ/0014 от 15 июня 2021 года (Реестровая запись реестре контрактов в ЕИС N 0FL32630046551210015) на сумму 15 656 899,00 рублей.
На основании ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 3 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Указанное условие содержится в п. 6.1 Конкурсной документации, в соответствии с которым в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В представленной Заказчику Гарантии указано "Требование Бенефициара и указанные в гарантии документы должны быть представлены Гаранту до истечения срока действия настоящей гарантии_".
"Срок действия Гарантии - с даты выдачи по 2 марта 2022 включительно".
В соответствии со ст. 165.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для Гаранта последствия с момента доставки соответствующего сообщения. Таким образом, представленная банковская гарантия не соответствует требованиям ст. 165.1 ГК РФ. Бенефициар имеет право направить требование в бумажном виде и в форме электронного документа в срок действия банковской гарантии. Срок установлен в датах от и до. При направлении Требования в Банк в бумажной форме, Бенефициар имеет право направить в организацию связи необходимые документы в целях получения платежа до двадцати четырех часов последнего дня срока согласно ст. 194 ГК РФ. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, что подтверждает отсутствие недобросовестности в реализации права на получение платежа. Согласно п. 2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование Бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии. Исходя из совокупности применения п. 2 ст. 194 и п. 2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации отправленные Бенефициаром требования по банковской гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть приняты и рассмотрены Гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии.
Из указанных положений действующего законодательства и конкурсной документации следует, что Заказчик вправе предъявить требование по банковской гарантии путем направления такого требования не позднее чем в последний день действия банковской гарантии.
Согласно ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, несоответствии банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В рассматриваемом случае положения банковской гарантии не соответствуют ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об отказе в принятии банковской гарантии.
2. Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Гарантия содержит не предусмотренное ч. 8 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановлением Правительства от 08.11.2013 РФ N 1005 положения о праве права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта; (п. 10 Гарантии не соответствует формулировкам абзаца 5 пункта а) Дополнительных требований к Банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005).
1) Выводы заказчика, указанные в протоколе признания Общества уклонившимся от заключения контракта являются незаконными и не соответствуют обстоятельствам дела - Комиссией установлено, что п. 6.1 конкурсной документации на который ссылается заказчик в указанном протоколе содержит в себе следующие положения: Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Федеральным законом, часть 16 статья 44 Федерального закона).
Таким образом, данный пункт конкурсной документации не имеет отношения к обеспечению исполнения контракта, а относится к обеспечению заявок.
В свою очередь требования к обеспечению контракта установлены в п. 6.2 конкурсной документации. При этом, в указанном пункте конкурсной документации не указано условие о том, что в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Однако, несмотря на указанное, в п. 7 Гарантии закреплено: "В случае если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование Бенефициара об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии, направленное до окончания срока действия Гарантии, Гарант предоставляет Бенефициару право списать причитающуюся сумму в бесспорном порядке со счета Гаранта".
2) В соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 названного Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (пункт 3). Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом (пункт 4). В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (пункт 5).
Из части 1 статьи 45 упомянутого Закона следует, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ изложены требования к содержанию банковской гарантии, согласно которым банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
При этом, в п. 6.2 конкурсной документации указано, что Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
сумму банковской гарантии, которая должна быть не менее суммы, установленной в пункте 1 настоящего раздела, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Федерального закона;
обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Федерального закона;
отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Банковская гарантия должна быть оформлена с учетом дополнительных требованиям установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статье 45 Федерального закона.
На основании части 8.2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, согласно которым банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе, с учетом требования обязательного закрепления в банковской гарантии:
права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением N 1005.
В банковской гарантии ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" указано - В случае перехода к новому заказчику прав и обязанностей Бенефициара по Контракту, Бенефициар вправе передать такому новому заказчику право требования по настоящей Гарантии, при условии предварительного извещения об этом Гаранта.
В рассматриваемом случае содержание в положениях Гарантии условия о том, что требование должно быть "представлено", не противоречит требованиям Законодательства о контрактной системе, поскольку указывает на одностороннее действие (Заказчика), направленное на осуществление права, и не обуславливает возможность реализации этого права необходимостью получения Гарантом требования до окончания срока действия Гарантии.
Таким образом, вывод Заказчика о несоответствии Гарантии требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе не соответствует положениям Законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 2,3 ст. 45 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" на действия заказчика - Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000378 "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги: Подъезд к х.Безивановка от а/д "Минводы-Греческое (км 0+000 - км 7+900)"(1 пусковой комплекс)" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края нарушившим требования ч. 2,3 ст. 45 Закона N44-ФЗ.
3. В связи с заключением контракта - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
С. И. Рошевский
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июля 2021 г. N 026/06/64-1558/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021