Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила информация от ООО "СК АСТРОЙ" о нарушениях в действиях заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035321000088 "Выполнение работ по благоустройству сквера в районе улиц Урицкого-Бассейная в пос. Горячеводский города-курорта Пятигорск".
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1) В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет корректно сформировать заявку и вводит участников в заблуждение, а именно следующие положения:
"Заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений. Заявка должна содержать только достоверные сведения. Сведения о товарах, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами (с учетом всех возможных их чисел и родов): "эквивалент", "аналог", "не более", "не менее", "должен(-на, -но, -ны) быть", "может (могут) быть", "допускается(-ются)", "не допускается(-ются)", "требуется(-ются)", "требуемые(-ых)", "необходимо", "примерно", "около", "в зависимости", "должен(-на, -но, -ны) превышать", "не должен(-на, -но, -ны) превышать", "возможно(-а, -ен, -ны). Исключение могут составлять часовые и температурные диапазоны характеристик товара, конкретизировать которые не представляется возможным (с обязательным указанием этого факта в заявке по каждому конкретному случаю).
Правила чтения символов: символы " " и " >= "следует читать как больше либо равно; символ "
" и " <= " следует читать как меньше либо равно; символ " < " следует читать как менее; символ " > " следует читать как более".
Вместе с тем, установленные Заказчиком требования с применением иных "символов", в частности: ",", ";", "/", "-", союзов "или", "и/или", словосочетаний "не более", "менее", слов "рекомендуется", "предпочтительные" и др. не позволяют сделать предложения, которые могут удовлетворить потребности Заказчика:
- "Сталь Ст2пс, Ст2сп" (Карусель);
- "Не более 0,60-м" (Качалка на пружинах);
- "менее 0,40-м" (Качалка на пружинах);
- "чертежи и/или схемы и/ли диаграммы" (Качалка на пружинах);
- "должны быть 16-45 мм" (Качалка на пружинах);
- "могут быть изготовлены из стали мартенситного или ферритного класса, предпочтительные марки стали 40Х13 или 12Х13 или Ст3кп" (Качалка на пружинах);
- "Ст2сп/Ст2пс" (Два турника классического хвата, рукоход "змейка, шведская стенка, брусья);
- "До 150 кг" (Тренажер "Вертикальная тяга" с изменяемой нагрузкой);
- "по ГОСТ- прямоугольной/квадратной формы" (Скамья "Пятигорск 2500");
- "Ц6. хр. Бцв, Хим.Фос.прп, Х9.тв" (Скамья "Пятигорск 2500") и так далее.
- "Покрытие каркаса и системы опоры" _ "Ц6. хр. Бцв, Хим.Фос.прп, Х9.тв".
Указанные обозначения отсылают к государственному стандарту ГОСТ 9.306-85 "Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Обозначения". Данные обозначения соответствуют согласно государственного стандарта следующим покрытиям:
- цинковое толщиной 6 мкм с бесцветным хроматированием;
- химическое фосфатное, пропитка (лаком, клеем, эмульсией и др.);
- хромовое обычное толщиной 9 мкм твердое.
Но инструкцией не установлено, что в данном случае должен сделать участник закупки: то ли выбрать одно из покрытий, то ли указать все виды покрытий.
2) Пункт 9 раздела 44 "Объект закупки (Техническое задание)", устанавливающий "показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (в т.ч. требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ)", содержит большое количество требований с отсутствующими единицами измерения. При этом, документация содержит требования в различных единицах измерения длины, ширины и прочего и в метрах, и сантиметрах, и в миллиметрах, и даже в дюймах.
Так, полностью отсутствует указание единиц размеров по позициям: "Ограждение детской площадки", "Фигура для лазанья "Молекула", "Карусель", "Тренажер "Вертикальная тяга" с изменяемой нагрузкой", "Тренажер "Жим" с изменяемой нагрузкой" и другим.
3) Заказчиком в пункте 9 раздела 44 "Объект закупки (Техническое задание)", устанавливающий "показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (в т.ч. требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ)", установлены взаимоисключающие показатели, вводящие в заблуждение участников закупки.
Так по позиции "Скамья "Пятигорск 2500" установлено требование:
- "Ширина подпятника" _ "должна быть не более 4 дюйма; длина подпятника - не более 4 дюйма", то есть установленные размеры допускают, что подпятник может быть квадратной формы, размерами не превышающими установленные Заказчиком.
Но ниже установлено, что подпятник должен быть только исключительно прямоугольным и только конкретного размера "2х4 дюйма":
- "Каждая ножка" _ "должна быть оснащена подпятником прямоугольной формы размером 2х4 дюйма".
По позиции "Брусья для отжимания, не параллельные" установлено требование:
- "Турник" _ "Должен представлять собой брусья для отжимания не параллельные".
- "На урну" _ "должна быть установлена идентификационная табличка содержащая информацию о наименование изготовителя и год введения в эксплуатацию".
- "Изделие" _ "должно быть предназначено для хранения мусора класса IV/V".
Во-первых, как указано выше при отсутствии надлежащей инструкции по заполнению заявки, не понятно должен ли участник выбрать один из классов опасности отходов либо указать оба. Во-вторых, к IV классу опасности отходов - малоопасным относятся, в том числе, строительные материалы, протравленные семена, свежий навоз, асфальтные и битумные смеси, зеркала, автостекла, автомобильные покрышки, металлический лом и многое другое. И мусор, относящийся к IV класс опасности отходов, собирают исключительно в контейнеры, установленные на оборудованных площадках.
4) В нарушение п.4 ст.65 Закона N44-ФЗ ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации данный заказчиком участнику закупки не содержит текст самого запроса.
Также, следует отметить, что заказчик на рассмотрение дела не прибыл, каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанное - не представил.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64, п.4 ст.65 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035321000088 "Выполнение работ по благоустройству сквера в районе улиц Урицкого-Бассейная в пос. Горячеводский города-курорта Пятигорск" нарушившими требования ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64, п.4 ст.65 Закона N44-ФЗ.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 7 июля 2021 г. N 026/06/64-1579/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021