Резолютивная часть решения оглашена 05.07.2021 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
_.. заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
_. главного специалиста-эксперта,
_.. главного специалиста-эксперта, на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ДЖУЛИ" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р. Ушна на км 20+448 автомобильной дороги Малышево-Красная Горбатка в Селивановском районе Владимирской области (N закупки 0128200000121004044) в открытом заседании, в присутствии:
представителя заказчика (государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области"): _.. (доверенность от 10.11.2020 г. N57).
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области (далее - ДИЗО, уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие законного представителя.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
02.07.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 05.07.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/54.3-616/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
28 июня 2021 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р. Ушна на км 20+448 автомобильной дороги Малышево-Красная Горбатка в Селивановском районе Владимирской области (N закупки 0128200000121004044).
Податель жалобы полагает, что требование о наличии опыта в рамках исполнения только государственных и муниципальных контрактов является неправомерным, вышеуказанное действие не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса что, по мнению подателя жалобы, подтверждается письмом Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507.
Исходя из изложенного, заявитель просит приостановить процедуру размещения закупки до рассмотрения настоящей жалобы по существу и признать жалобу обоснованной.
ООО "ДЖУЛИ" просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик, в обосновании своей позиции изложил следующее.
Определение порядка оценки заявок является прерогативой Заказчика и устанавливая соответствующий порядок Заказчик исходит из необходимости получения подрядчика, максимально подходящего для выполнения работ по ремонту мостового перехода через р.Ушна автомобильной дороги в Селивановском районе Владимирской области.
Кроме того, работы, предусмотренные объектом закупки, имеют определенную специфику и выполняются для государственных нужд, что указывает на необходимость оценивать предложение участников закупки по данному показателю исключительно контрактов (договоров), заключенных в рамках Федерального закона N44-ФЗ.
Установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны заказчика при осуществлении данной закупки не допущено.
Исходя из вышеизложенного, заказчик считает, что нарушений законодательства при подготовке и утверждении документации об электронном аукционе не допущено, и жалоба ООО "ДЖУЛИ" удовлетворению не подлежит.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
04.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0128200000121004044 и документация открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р.Ушна на км 20+448 автомобильной дороги Малышево-Красная Горбатка в Селивановском районе Владимирской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 26 093 153,00 рублей.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Критерии оценки конкурсных заявок содержатся в разделе "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации в частности: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия 40%).
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил (п. 28 Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
Критерии оценки |
Максимальное количество баллов |
Значимость критерия (ко коэффициент значимости) |
Нестоимостные критерии оценки |
|
40 % |
1. Квалификация участников закупки: | ||
показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки работ по данному критерию: | ||
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. |
100 |
|
а) наличие опыта работы участника закупки |
Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
1. Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, составляет 100 баллов.
Установлен перечень показателей по данному критерию:
а) наличие опыта участника закупки
Максимальное значение в баллах для данного показателя указанного критерия - 100 баллов.
а) Оценка показателя "Наличие опыта участника закупки" осуществляется каждым членом комиссии следующим образом.
Под наличием опыта участника закупки понимается опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема с предметом конкурса за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе, а именно: работы по исполненным контрактам (договорам) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, при этом цена контракта должна быть не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится электронный конкурс.
Подтверждением опыта участника закупки являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе.
Участнику, предоставившему наибольшую общую стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, присваивается максимальное количество баллов -100.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Таким образом, участником закупки могут быть представлены государственные (муниципальные) контракты, заключенные в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в данном разделе конкурсной документацией установлено, что непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю при непредставлении подтверждающих документов по данному показателю участнику закупки выставляется - 0 баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки заявок участников закупки по вышеуказанному показателю установлен в конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика, исходя из специфики предмета закупки, не противоречит требованиям действующего законодательства и не приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, указанный критерий и показатели (подкритерии) для его оценки полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Кроме того, законодательством о контрактной системе, в том числе, Правилами N 1085 не установлено требований к содержанию показателя нестоимостного критерия "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом, требования о наличии опыта в рамках исполнения только государственных и муниципальных контрактов заказчик вправе установить в целях выявления лучших условий исполнения заключаемого контракта.
Данная позиция также нашла свое отражение в позиции ФАС России, изложенной в письме от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке", а также в совместном письме ФАС России и Минэкономразвития России от 11.12.2014 N 31047-ЕЕ/Д28И/НАЦ/50997/14.
Письмо Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507, на которое ссылается податель жалобы, не свидетельствует о неправомерности установленных в конкурсной документации требований, т.к. в данном письме речь идет о праве, а не об обязанности заказчика оценивать опыт оказания услуг сопоставимого характера как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско- правовым договорам.
Таким образом, заказчик вправе оценивать опыт оказания услуг сопоставимого характера по государственным и муниципальным контрактам. В данном праве законодательно заказчик не ограничен.
При этом Заявитель участие при рассмотрении жалобы не обеспечил, доказательств, опровергающих указанный вывод, не представил.
На момент рассмотрения жалобы у Комиссии Владимирского УФАС России отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемые критерии ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в открытом конкурсе.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы не может быть принят как обоснованный.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" на положение документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р. Ушна на км 20+448 автомобильной дороги Малышево-Красная Горбатка в Селивановском районе Владимирской области (N закупки 0128200000121004044) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии _..
Члены Комиссии _..
_..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 июля 2021 г. N 033/06/54.3-616/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021