Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медикэр" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0128200000121004213) в присутствии:
представителя заказчика - ГБУЗ ВО "ОКОД" (далее - заказчик):
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган):
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
05.07.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 06.07.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/67-622/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медикэр" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0128200000121004213).
Заявитель в своей жалобе изложил следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, аукционная комиссия приняла решение об отклонении заявки заявителя на основании: "п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: Приложение N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1, п.13.2 и п. 16.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (при описании показателей товара допущено применение понятия "не менее" и не указаны конкретные показатели товара (% выделения почками))".
Общество с решением аукционной комиссией не согласилось ввиду следующего.
Основанием для отклонения заявки заявителя согласно протоколу, послужило указание на словосочетание в предложении остаточного срока годности "не менее".
Однако в техническом задании указано следующее: "Срок годности - не менее 12 календарных месяцев".
Заявителем предложены лекарственные препараты со сроком годности "не менее 12 месяцев", что отвечает потребности Заказчика по остаточному сроку годности.
Кроме того, Заказчиком установлены требования в проекте Контракта к срокам поставки Товара:
Этап поставки Товара |
Срок поставки Товара |
Количество Товара |
2021 г.: Июль до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Август до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Сентябрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Октябрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Ноябрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Декабрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., |
2021 г.: Июль до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Август до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Сентябрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Октябрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Ноябрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., Декабрь до 05 числа - 24000 мл/480 фл., |
144000 МЛ/2880 ФЛ. |
Установленные условия полностью исключают возможность поставки лекарственных средств с остаточным сроком годности ровно 12 месяцев (день в день).
По логике Заказчика, указание слова "не менее" является несоответствием информации.
Однако, с учетом того, что на каждый лекарственный препарат производителем установлен общий срок годности, разумно предположить, что остаточный срок годности по отдельно взятым препаратам может быть различным и иметь разные значения: 14 месяцев, 16 месяцев, 18 месяцев, даже 12 месяцев и несколько дней.
Также Заказчик указывает на отсутствие конкретного показателя по % выделения почками. Согласно официальной инструкции предложенного лекарственного препарата "ТН: Йопромид ЛП-002892 от 19.01.2021 Держатель РУ: ООО "Джодас Экспоим" указано строго в соответствии с данными официальной инструкции и является конкретным показателем предложенного лекарственного препарата.
На основании вышеизложенного, общество просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа по существу заявленной жалобы пояснил следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 24 июня 2021 года N 0128200000121004213 участнику с порядковым номером N 2 отказано в допуске на основании п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Приложение N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1, п.13.2 и п. 16.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (при описании показателей товара допущено применение понятия "не менее" и не указаны конкретные показатели товара (% выделения почками)).
В Приложении к информационной карте заказчиком по позиции 2 указано:
N п/п |
Код по КТРУ или код (ы) по классификатору ОКПД2 (ОК 034-2014) |
Международное непатентован-ное наименование (при его отсутствии указывается химическое, группировочное наименование) либо торговое наименование в случае, указанном в подпункте "а" пункта 4 Особенностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (В случае предусмотреном постановлением Правительства РФ N1289 заказчиком указывается включение лекарственного средства в перечень ЖНВЛ) |
Значения показателей товара |
|||
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара | ||||||
Лекарственная форма |
Дозировка |
Остаточный срок годности* |
Дополнительные характеристики |
|||
1 |
21.20.23.112-000004-1-00032-0000000000000 |
Йопромид (Лекарственное средство включено в перечень ЖНВЛП) |
Раствор для инъекций |
370 мг /мл, 50 мл N1 |
не менее 12 месяцев на момент поставки |
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: да. Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: нет Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы |
Модификатор "не менее" устанавливает границы значений равные указанному значению, либо больше его.
В заявке участника с порядковым номером N 2 по данной позиции указано следующее:
N п/п |
Международное непатентованное наименование лекарственного средства |
Предложение участника размещения заказа: Торговое наименование |
Технические, функциональные, качественные и другие характеристики товара |
Производитель / Страна происхождения |
Ед. изм. согласно тех. Заданию |
Кол-во согласно тех. Заданию |
Кол-во упаковок |
Сведения о регистрации |
Остаточный срок годности на момент поставки |
Технические характеристики |
1 |
Йопромид |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл 50 мл -флаконы (10 шт.) - коробки картонные - |
Джодас Экспоим Пвт.Лтд / Индия 356 |
Миллилитр |
144 000 |
288 |
ЛП-002892 от 19.01.2021 Держатель РУ: ООО "Джодас Экспоим" |
не менее 12 месяцев на момент поставки |
21.20.23.112 Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: да. Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: нет Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы |
Заказчиком в дополнительных характеристиках Приложения N 2 к информационной карте указан показатель "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы 370 мг йода/мл".
Заказчиком в дополнительных характеристиках Приложения N 2 к информационной карте указан показатель "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы 370 мг йода/мл".
Комиссия уполномоченного органа Владимирской области не может принять к сведению довод участника закупки об указании показателя в соответствии с инструкцией проипзводителя, т.к. при рассмотрении заявок обязана руководствоваться нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и условиями утвержденной заказчиком документации.
Формирование аукционной документации, в том числе описания объекта закупки, осуществляется заказчиком самостоятельно.
Исходя из изложенного, представитель департамента считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000121004213 со стороны аукционной комиссии не допущено.
Представитель заказчика по доводам жалобы заявителя пояснил следующее.
Заказчик описал показатели товаров в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и норм постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Помимо показателей лекарственной формы, дозировки и остаточного срока годности Заказчиком указаны дополнительные характеристики товара: Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы1 370 мг йода/мл, 50 мл.
Обоснование применения дополнительного показателя Заказчиком было указано.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 24.06.2021 заявка ООО "Медикэр" отклонена по следующим основаниям: 1) дополнительный показатель указан со словами "не менее"; 2) не указаны конкретные показатели товара - % выделения почками.
В своей заявке ООО "Медикэр" указало дополнительную характеристику следующим образом: Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы1 370 мг йода/мл, 50 мл.
Анализируя представленный ООО "Медикэр" показатель товара, Заказчик считает, что действия комиссии были обоснованными.
Участник закупки указал показатель со словами "должен" и "не менее", что не является конкретными показателями товара.
При этом, остаточный срок годности товара может быть указан с использованием слов "не менее", что и было сделано ООО "Медикэр". Отклонение участника закупки по этому основанию не осуществлялось, как ошибочно считает заявитель.
Кроме того, ООО "Медикэр" приведена инструкция по медицинскому применению препарата МНН Йопромид (ТН Йопромид, Индия) согласно которой данный показатель указан следующим образом: Через 12 часов выделяется > 93% от всей дозы. Указанный показатель не содержит слова "должен". Процент выделения лекарственного препарата составляет 93% и более.
Таким образом, указав дополнительный показатель как "Препарат выделяется почками через 12 часов 93% от введеной дозы1 370 мг йода/мл, 50 мл", участник закупки не нарушил бы нормы ФЗ N 44-ФЗ и показателей инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.
На основании изложенного представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.06.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000121004213 и документация об электронном аукционе на ппоставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд ГБУЗВО "ОКОД".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 567 520,00 рублей.
По окончании срока подачи заявок до 23.06.2021 09:00:00 было подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000121004213 от 24.06.2021 г. ООО "Медикэр" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Приложение N2 к документации об электронном аукционе Таблица 1, п.13.2 и п. 16.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (при описании показателей товара допущено применение понятия "не менее" и не указаны конкретные показатели товара (% выделения почками)).
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком в пунктах 13.2, 16.4 документации об электронном аукционе.
По позиции 1 Приложения N 2 к информационной карте заказчиком установлено следующее требование к МНН: "Йопромид (Лекарственное средство включено в перечень ЖНВЛП)" с требованиями к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара: "_Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы 370 мг йода/мл, 50 мл ".
Заказчиком в Приложении N 2 к информационной карте установлено обоснование применения дополнительной характеристики, в соответствии с которой: "В документации указано: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы"
В отношении лекарственного препарата, в том числе, применяемого только в диагностических целях, фармакодинамика непосредственно влияет на безопасность проведения диагностики. Иное время выведения йопромида, указанное в инструкции по медицинскому применению, имеет принципиальное значение для следующих ситуаций: 1. Оценка возможного интервала времени выполнения снимков сосудов и тканей после введения контрастного средства. 2. Определение времени повторного введения контрастного средства при возникшей клинической необходимости.
Таким образом, в случае экстренных ситуаций проведение повторного контрастирования при неполном выведении Йопромида может негативно сказаться, как на качестве снимков, что может привести к диагностическим ошибкам, так и на состоянии пациента в связи с возможностью проявления побочных эффектов из-за превышения дозы контраста.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан,в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно ч.2 ст.98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ " Об основах " охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и(или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи".
Заявитель по позиции 1 "Йопромид" указал в своей заявке следующее: "_Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы 370 мг йода/мл, 50 мл".
Таким образом, участником ООО "Медикэр" указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе, не указан конкретный показатель товара.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно проверяя первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, в рамках проведенной внеплановой проверки Комиссией Владимирского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
На основании пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно всем представленным на официальном сайте государственного реестра лекарственных средств инструкциям по медицинскому применению лекарственных препаратов: "Йопромид", "Йопромид-ТЛ", "Йопромид ТР", "Ультравист" значение показателя выражается во всех случаях следующим образом: "Через 12 часов выделяется
93% от всей дозы".
Проанализировав представленные сторонами документы и сведения, а также информацию из государственного реестра лекарственных средств с учетом инструкции по заполнению заявки, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что значение показателя товара: "Препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 93% от введеной дозы 370 мг йода/мл, 50 мл" в рассматриваемом случае не может выражаться конкретным значением, а является неизменным.
Однако установленная заказчиком инструкция, предусматривает указание данного показателя в виде конкретного значения, что носит необъективный характер, вводит в заблуждение аукционную комиссию, участников закупки, не позволяя однозначно определить требования заказчика.
Таким образом, следует вывод о том, что аукционная документация разработана с нарушениями требований частей 1,2 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикэр" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Йопромид) для нужд ГБУЗВО "ОКОД" (N закупки 0128200000121004213) необоснованной.
2. Признать заказчика - ГБУ ВО "ОКОД" нарушившим требования частей 1,2 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 июля 2021 г. N 033/06/67-622/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021