Резолютивная часть оглашена
02.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "РЕНЕСCАНС-МЕД" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме по объекту закупки: Поставка расходных материалов для хирургии для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" (извещение N 0142200001321013742, начальная (максимальная) цена контракта - 14 624 416,29 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНЕСCАНС-МЕД" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме по объекту закупки: Поставка расходных материалов для хирургии для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" (извещение N 0142200001321013742, начальная (максимальная) цена контракта - 14 624 416,29 руб.).
Из жалобы ООО "РЕНЕСCАНС-МЕД" следует, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе разместил аукцион на поставку расходных материалов, где предметом одной закупки являются функционально и технологические не связанные товары; в закупку объединены в рамках одного лота медицинских изделий функционально и технологические не связанные между собой, включенных в Постановление Правительства от 05.02.2015 г. N102, а также не включенных в него, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчик против доводов жалобы возражал, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемую документацию.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять технологически и функционально связанные между собой товары в один лот, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Предметом закупки является: Поставка расходных материалов для хирургии для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина".
В Техническом задании Заказчиком установлены технические характеристики к товару.
Из пояснений Заказчика следует, что все закупаемые в рамках аукциона товары технологически и функционально взаимосвязаны являются медицинскими изделиями. В ходе проводимого Заказчиком анализа рынка при формировании и обосновании НМЦК были получены коммерческие предложения от разных организаций, которые содержали предложения о поставке одновременно всех позиций составляющих лот. Лот составлен с отражением потребности Заказчика и хирургических расходных материалах для осуществления хирургических манипуляций во всех отделениях СОКБ и с учетом действующего законодательства, дробление отсутствует. При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Разделение закупаемых товаров в два или более аукциона нецелесообразно, так как может привести к тому, что взаимосвязанные медицинские расходные изделия, необходимые для одних и тех же медицинских процедур, будут поставляться разными поставщиками по разным контрактам и в разные сроки, что может привести к неоказанию медицинской помощи. Все закупаемые товары являются технологически и функционально взаимосвязанными между собой, что обусловлено в том числе тем, что: - все закупаемые товары являются медицинскими изделиями, относятся к медицинским расходным материалам; - все закупаемые товары предназначены для использования при хирургических манипуляциях различных видов и сложности, подготовки пациента к проведению хирургической операции, а также оснащению хирургических кабинетов.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что требования, установленные техническим заданием, документацией об аукционе в электронной форме сформированы в соответствии с действующим законодательством РФ и потребностями Заказчика. Конкретные технические характеристик и параметры, не имеющие аналогов, Заказчиком не установлены, а также отсутствуют указания на конкретные модели изделий. Товарный знак или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом товаре.
Вместе с тем, из документации об аукционе не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Заявитель в жалобе не указал, каким именно образом нарушаются его права на участие в аукционе, не представлены доказательства невозможности приобретения всех закупаемых товаров, доказательства невозможности участия в аукционе.
На основании вышеизложенного, довод жалобы признан необоснованным.
Из жалобы следует, что в закупку объединены в рамках одного лота медицинских изделий функционально и технологические не связанные между собой, включенных в Постановление Правительства от 05.02.2015 г. N102, а также не включенных в него (бор стоматологический карбидный, зонд), что является нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Постановлением N 102 также установлено, что при применении Перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с общим классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что для применения положений Постановления Правительства N102 необходимо, чтобы одновременно соответствовали Перечню N1 код ОКПД2, наименование вида медицинского изделия. Заказчиком установлен код ОКД по отнесению бора стоматологического карбидного, который представляет собой вращающееся режущее изделие, изготавливаемое из высококачественной стали, рабочий конец которого изготавливается или покрывается карбидом вольфрама, и которое закрепляется в стоматологическом наконечнике, который обеспечивает вращение, что позволяет пользователю резать твердые структуры во рту, например зубы или кость. Также может использоваться для разрезания металлов, пластика, керамики и похожих материалов. Это изделие пригодное для многоразового использования, включено в группу ОКПД2 32.50.11.110 Аппараты, инструменты и приспособления стоматологические, на закупку которых не распространяется действие Постановления Правительства N102. Являющийся объектом закупки Зонд имеет ОКПД2 32.50.13.110, который присутствует в Перечне N1, однако ограничения допуска устанавливаются только в части следующих медицинских изделий: иглы хирургические, инструменты колющие, шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них. К данным медицинским изделиям закупаемой назогастральный/орогастральный декомпрессионный зонд не относится. Таким образом, закупаемые Заказчиком товары не попадают под ограничения Постановления Правительства N102 ввиду отсутствия в Перечне.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕСCАНС-МЕД" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 июля 2021 г. N 607-14860-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021