Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СтройПрестиж" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Отдел капитального строительства Администрации Верещагинского городского округа Пермского края" (далее - Заказчик), Администрации Верещагинского городского округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона" (изв. N 0156600014721000153),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.з04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014721000153 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 84 073 252,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.07.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, неправомерно установлен критерий "Квалификация участника закупки", поскольку под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю принимаются строительство реконструкция и благоустройство плоскостных объектов, построенных и сданных в эксплуатацию на территории Пермского края участником конкурса за последние 2 года, с ценой по каждому контракту не менее 10 000 00,00 руб.
Также заявитель полагает, что заказчиком неправомерно установлено требование о том, что в подтверждения опыта предоставляются контракты и акты за 2 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников закупки.
Заказчик определяет критерии оценки заявок в соответствии с Правилами оценки заявок с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п.27(2) Правил оценки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с п. 27(3) Правил оценки для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Правилами установлен исчерпывающий перечень видов контрактов (договоров) и видов объектов, которые могут быть установлены в конкурсной документации для оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса". При этом, правилами не предусмотрена возможность уточнения (конкретизации) установленных видов контрактов и видов объектов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию, в частности, в Критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции плоскостных спортивных сооружений городского стадиона.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении "Порядок оценки заявок по критериям" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатели:
2.1. Наличие у Участника конкурса актов итоговой проверки соответствия объекта капитального строительства проектной документации сопоставимым по характеру и объему предмету настоящего конкурса;
2.2. Деловая репутация участника закупки.
Так, по показателю N 2.1 "Наличие у Участника конкурса актов итоговой проверки соответствия объекта капитального строительства проектной документации сопоставимым по характеру и объему предмету настоящего конкурса" указано следующее:
Предмет оценки - количество актов выполненных работ, сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса (далее - акт выполненных работ в совокупности с контрактами (договорами) на выполнение данных работ (далее - контракт)
* Под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю понимаются:
Строительство, реконструкция и благоустройство плоскостных объектов, построенных и сданных в эксплуатацию участником конкурса за последние 2 года, с ценой по каждому контракту не менее 10000 000,00 руб.
** данные работы должны быть поименованы в актах выполненных работ и названии в контракте.
Предельно необходимым значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 6 (шести) подписанных актов выполненных работ на построенные объекты.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие актов выполненных работ работам сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса.
Документами***, подтверждающими опыт, являются:
- копии контрактов и (или) договоров на выполнение работ, являющихся предметом предоставленных положительных актов, заключенных между заказчиком и участником закупки со всеми приложениями и/или изменениями (при наличии).
- копии актов приемки выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте и (или) договоре.
***Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объёме.
Опыт получения подписанного акта выполненных работ считается не подтвержденным в случаях:
- нарушения срока выполнения работ;
и (или)
- отсутствие в полном объеме копий положительных актов выполненных работ, сопоставимых* по характеру и объему;
и (или)
- несоответствия предмета работ, положительных актов выполненных работ (работы не являются сопоставимыми* по характеру и объему предмету настоящего конкурса);
и (или)
- отсутствия копий контрактов и (или) договоров на актов выполненных работ, являющихся предметом предоставленных, заключенных между заказчиком и участником закупки.
и (или)
- период выдачи актов выполненных работ не соответствует требуемому периоду (2 года), предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе);
и (или)
- отсутствие приложений и/или изменений и/или копий актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте и (или) договоре;
и/или
- несоответствие стоимости работ, указанной в контракте и актах выполненных работ;
и/или
- цена каждого контракта менее 10000 000,00 руб.
и/или
- отсутствия в полном объёме документов***, подтверждающих опыт
При отсутствии положительного опыта в подписании актов выполненных работ, сопоставимым* по характеру и объему предмету конкурса и (или) документального подтверждения опыта заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что, исходя из буквального толкования положений пунктов 27(2) и 27(3) Правил, Заказчику при установлении предмета оценки по критерию квалификации участников следует указывать один из следующих видов контрактов:
1) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
2) контракты (договоры), предусматривающие проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
Вместе с тем, согласно Критериям оценки заявок, предметом оценки является количество актов выполненных работ, сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего конкурса выполненных работ в совокупности с контрактами на выполнение данных работ.
Под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю понимаются: Строительство, реконструкция и благоустройство плоскостных объектов, построенных и сданных в эксплуатацию участником конкурса за последние 2 года, с ценой по каждому контракту не менее 10 000 000,00 руб.
Таким образом, установление в конкурсной документации по критерию квалификация понятия сопоставимости работ (а именно, строительство, реконструкция и благоустройство плоскостных объектов) противоречит пункту 27(3) Правил оценки заявок.
На основании вышеизложенного Комиссия отмечает, что указанные критерии оценки заявок, а также их показатели противоречат требованиям требования пункта 27(2), подпункта "а" пункта 27(3) Правил оценки заявок.
Также, в отношении установленных Заказчиком положений о предоставлении контрактов на построенные и сданные объекты за последние 2 года Комиссия отмечает следующее.
Вместе с тем, Заказчиком объективно не обоснован приоритет соответствующих контрактов, исполненных за 2 года до подачи заявки перед аналогичными контрактами, исполненными более чем за 2 года до окончания даты подачи заявок. Не ясно, каким образом опыт по исполнению контракта более чем за 2 года до окончания даты подачи заявок обеспечит лучшие условия исполнения контракта, чем опыт участника по исполнению аналогичного контракта, но в сроки большие чем 2 года.
Комиссия отмечает, что указанное требование может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в закупке).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком необоснованно установлено требование о предоставлении контрактов на построенные и сданные объекты за последние 2 года.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса", нарушения п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В отношении довода Заявителя о том, что цена представляемых участником контрактов должна быть не менее 10 000 000, рублей Комиссия отмечает следующее.
Начальная максимальная цена контракта составляет 84 073 252,33 руб.
Заказчик самостоятельно устанавливает нестоимостные критерии оценки, показатели таких критериев и раскрывает их содержание с учетом особенностей, установленных Правилами, и при условии, что такие показатели не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Требуемая Заказчиком стоимость контрактов, предоставляемых участником в качестве подтверждения квалификации составляет 12% от НМЦК и, как следствие, не может ограничивать конкуренцию среди участников Закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика, в данной части, нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "СтройПрестиж" на действия МКУ "Отдел капитального строительства Администрации Верещагинского городского округа Пермского края", Администрации Верещагинского городского округа Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона" (изв. N 0156600014721000153) обоснованной в части доводов о нарушениях, допущенных Заказчиком при установлении предмета оценки по критерию "Квалификация участника закупки".
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках;
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ИП Бегунова Е.А. (вх. N 010609/э от 21.06.2021 г.);
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2021 г. N 011026/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021