Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МТК-сервис" (вх. N 011037) (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на Оказание услуг, выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту медицинской техники и оборудования (эндоскопическое оборудование) (изв. N 0356200005121000282) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 30.06.2021 N 007880-21) рассмотрение жалобы было назначено на 01.07.2021 в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.07.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005121000282 ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) проводится аукцион в электронной форме на оказание услуг, выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту медицинской техники и оборудования (эндоскопическое оборудование).
В соответствии с извещением и документацией о проведении аукциона в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 489 512,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.07.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, не были надлежащим образом установлены существенные условия исполнения контракта, в частности, периодичность проведения периодического и текущего технического обслуживания медицинской техники, отсутствует указание на сроки оказания услуг, не определено место оказания услуг. Также Заявителем указывается, что Заказчиком необоснованно установлен запрет в возможности поставки неоригинальных (эквивалентных) запасных частей. Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, подменяющие ее суть.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из анализа доводов жалобы Заявителя, возражений Заказчика и положений аукционной документации, Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя необоснованными в виду следующего.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является оказание услуг, выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту медицинской техники и оборудования (эндоскопическое оборудование). Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта"
По доводу об отсутствии в техническом задании, проекте контракта указания на периодичность проведения технического обслуживания, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с разделом 2 Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Минздравом РФ от 24.09.2003, Минпромнауки РФ от 10.10.2003 (далее - Методические рекомендации), техническое обслуживание медицинской техники - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании. Под периодичностью технического обслуживания медицинской техники понимается установленный в эксплуатационной документации интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом.
ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57501-2017) устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ).
Согласно п. 5.6.2.1, в подразделе, содержащем требования к периодическому ТО, приводят сведения о периодичности, объеме, методах и средствах проведения ТО, согласно технической и эксплуатационной документации на МИ, указанные в перечне МИ, подлежащих ТО.
Согласно п. 6.4.1 методических рекомендаций по техническому обслуживанию медицинской техники (введены в действие Письмом Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233), периодичность, объем и технология контроля технического состояния медицинской техники, выбор методов и средств контроля определяются соответствующей нормативной и эксплуатационной документацией.
В разделе 7 Технического задания заказчиком установлен перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, с указанием марки, наименования и модели МИ.
В п. 6.3.1-6.3.4 Технического задания Заказчиком установлены аналогичные требования к периодичности технического обслуживания медицинских изделий.
Комиссия также отмечает, что 24.06.2021 Заказчиком был дан ответ на поступивший запрос разъяснений положений аукционной документации, содержащий аналогичный вопрос, в котором Заказчиком было указано, что периодичность обслуживания не реже 1 раз в квартал (в соответствии с эксплуатационной документацией на оборудование) в течении 8-ми кварталов.
Указанный ответ на запрос разъяснений не изменяет суть положений аукционной документации.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
По доводу об отсутствии в техническом задании указания на сроки выполнения работ, в том числе по ремонту МИ, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 6.4.1 Технического задания, в случае неисправности медицинских изделий Исполнитель обязан обеспечить выезд специалиста для проведения технической диагностики в срок не более 1 рабочих дней с момента получения заявки Заказчика. Срок проведения работ по ремонту медицинских изделий должен составлять не более 15 рабочих дней с момента диагностирования специалистом соответствующей неисправности (без учета времени доставки запасных частей). Указанные сроки могут быть увеличены по согласованию с Заказчиком.
Таким образом, срок проведения ремонтных работ, в случае возникновения необходимости их проведения, определен в Техническом задании.
Также, в п. 6.4.3 Технического задания установлено, что срок доставки запасных частей должен составлять не более 10 рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен по согласованию с Заказчиком.
Исходя из системного толкования положений технического задания, учитывая, что п. 6.4.3 находится в разделе "Требования к ремонту медицинских изделий", в котором установлены также общие сроки проведения работ, превышающие сроки на доставку запасных частей, указанный срок доставки запасных частей необходимо считать включенным в общий срок выполнения ремонтных работ. При этом, техническим заданием установлена обязанность исполнителя произвести ремонтные работы в установленные сроки.
Таким образом, в аукционной документации определены сроки выполнения ремонтных работ. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
В части довода об отсутствии указания на место оказания услуг, Комиссия отмечает, что в силу ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Законом не предусмотрены специальные правила о месте исполнения обязательства по оказанию услуг, поскольку оно может быть конкретизировано в договоре путем описания самой услуги. Следовательно, условие о месте исполнения обязательства не является существенным условием и одним из основных признаков данного договора (Постановление ФАС Центрального округа от 13.02.2006 N А14-7669-2005-53/7б).
Из пояснений Заказчика следует, что оказание услуг, являющихся предметом закупки, подразумевает выполнение работ как на базе Заказчика, так и за базе исполнителя. При этом, все расходы исполнителя, в том числе на перевозку оборудования, включены в цену контракта (п. 2.4 проекта контракта).
Таким образом, исходя из сложности работ, исполнитель вправе самостоятельно определить место проведения ремонтных работ. Следовательно, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В части довода жалобы Заявителя о необоснованно установленном Заказчиком запрете возможности поставки неоригинальных (эквивалентных) запасных частей, Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 6.1 Технического задания, в связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками оборудования при выполнении технического обслуживания и текущего ремонта должны использоваться детали и запасные части торгового знака "Olympus" (или эквивалент*)
*Согласно ГОСТР 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения": "Использование аналогов запасных и расходных материалов допустимо при сохранении заводских параметров работы МИ и подтверждении обеспечения требований безопасности одним из следующих способов:
- подтверждением безопасности и совместимости со стороны производителя основного МИ или держателя регистрационного удостоверения на основное МИ в Российской Федерации;
- отдельным регистрационным свидетельством на МИ. выданным в отношении таких запасных и расходных материалов".
Следовательно, Заказчиком не ограничивается возможность использования исполнителем совместимых (аналогичных) запасных частей к медицинскому оборудованию, при соблюдении установленных ГОСТ Р 58451-2019 требований.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя признается Комиссией необоснованным.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МТК-сервис" (вх. N 011037) на действия ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на Оказание услуг, выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту медицинской техники и оборудования (эндоскопическое оборудование) (изв. N 0356200005121000282) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021