Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Овчар, начальника отдела, Д.А. Суглобовой, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АНТ" на действия аукционной комиссии аукционной комиссии уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее уполномоченный орган, аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона "Поставка компьютеров персональных настольных (моноблоков)", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Медикал лизинг-консалтинг" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000121006916 (далее - жалоба).
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией порядка рассмотрения вторых частей заявок, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы проходило в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В указанную в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-1738/2021 к рассмотрению дату и время к интернет-видеоконференции представители уполномоченного органа, подателя жалобы и заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия, подключились.
К рассмотрению к интернет-видеоконференции представители подателя жалобы и заказчика не подключились, представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия, подключился.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционная комиссия в нарушение требований Закона о контрактной системе не соблюла порядок рассмотрения вторых частей заявок, а именно: рассмотрела пять заявок участников аукциона, при наличии восьми заявок, чем нарушила условия национального режима в закупках, ущемив законные права и интересы российских производителей.
Аукционная комиссия в своих пояснениях не согласилась с доводами подателя жалобы, подробно изложив свою позицию.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку компьютеров персональных настольных (моноблоков).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация:
10) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства от 10.07.2019 N878 установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, а также, в случае наличия обстоятельств, допускающих исключения из установленных в соответствии с настоящим постановлением ограничений, порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции (далее - Постановление N878).
Согласно пункта 3 Постановления N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Закупаемые компьютеры персональные настольные (моноблоки) включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Аукционная документация содержит как ограничение в соответствии с Постановлением N 878, а также условия допуска согласно приказу N 126н (пункт 4.1. информационной карты аукционной документации).
Комиссией установлено, что требование о предоставлении в составе заявки документов, предусмотренных Постановлением N 878, приказом N 126н, установлено в пункте 5.4. информационной карты аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 119200000121006916 от 23.06.2021 аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на предмет их соответствия требованиям, установленным в аукционной документации, и приняла решение признать заявки ООО "ПРОЕКТ" (идентификационный номер заявки 4), ИП МАММАЕВ КУРБАН ГАДЖИМУРАДОВИЧ (идентификационный номер заявки 22), ООО "ГРОС КОМП" (идентификационный номер заявки 19), ООО "КОМПАНИЯ АЙТИ ИНЖЕНЕРИНГ" (идентификационный номер заявки 11), ООО "РЕСЕРЧ ЛАБ" (идентификационный номер заявки 12). Однако, согласно сведений, полученных от оператора электронной площадки, аукционной комиссии для рассмотрения вторых частей заявок последним было направлено 8 заявок участников. Из чего следует, что аукционной комиссией рассмотрено лишь пять заявок участников.
Частью 3 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем.
Вместе с тем, в случае, если в аукционе принимали участие более 10 участников аукциона, то в соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет только десять заявок и аукционная комиссия рассматривает заявки участников до принятия решения о соответствии только пяти таких заявок требованиям документации об аукционе. Следовательно, такой порядок направления (рассмотрения) заявок делает невозможным применение ограничений на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, например, механизма "третий лишний".
Учитывая изложенное, Комиссия обращает внимание, что в случае, если при проведении закупок заказчиком установлены указанные ограничения, аукционная комиссия должна рассмотреть заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе. Данная позиция, изложена в письме ФАС от 29 сентября 2020 г. NИА/84079/20 "По вопросам направления (рассмотрения) заявок на участие в аукционах в случае установления заказчиками ограничений доступа иностранной продукции".
В своих пояснениях аукционная комиссия указала на тот факт, что ею были рассмотрены 8 заявок, однако в соответствии с положениями части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе в протоколе подведения итогов от 16.06.2021 указала лишь пять заявок участников. Кроме того, аукционная комиссия отметила, что заявки участников с идентификационными номерами 10 и 16 содержали предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр с номером реестровой записи РЭ-31/21, торговой марки "iRU", Агат, то есть содержали предложение о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя. Заявки других участников не содержали сведения, подтверждающие нахождение радиоэлектронной продукции в реестре. Таким образом, механизм ограничения и условий допуска, предусмотренный Постановлением N 878, в данном случае не сработал.
Комиссия проанализировав заявки, представленные оператором электронной площадки к рассмотрению, а также пояснения аукционной комиссии, установила, что заявки участников с идентификационными номерами 10 (податель жалобы, ООО "АНТ") и 16 (ООО "Компания системные решения") содержали предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр с номером реестровой записи РЭ-31/21, торговой марки "iRU", Агат, то есть содержали предложение о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя. Из чего следует, что в данном случае требования положений Постановления N878 не применяются. В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "АНТ" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
Д.А. Суглобова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 июля 2021 г. N 024/06/105-1738/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021