Дата изготовления решения: 06 июля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления; членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ИП Горшкова Евгения Сергеевича: Штыряева Владислава Витальевича (доверенность N2 от 28.04.2021),
Департамента спорта Ивановской области: Лопатина Антона Сергеевича (распоряжение N544-РК от 11.10.2018), Дмитриевой Ольги Львовны (доверенность от 29.06.2021), Мартиновской Анастасии Александровны (доверенность от 29.06.2021),
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении обращения, его содержании, а также о месте, дате и времени его рассмотрения была направлена указанному лицу),
рассмотрев жалобу ИП Горшкова Евгения Сергеевича (далее - Заявитель) на действия Департамента спорта Ивановской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (номер извещения 0133200001721001632), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.06.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Горшкова Е.С. на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (номер извещения 0133200001721001632).
Согласно первому доводу жалобы, Заказчиком не применены положения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в п. 4, 5, 6, 20, 24, 25, 17 Раздела III "Спецификация" документации об электронном аукционе.
По мнению Заявителя, в п. 17 Раздела III "Спецификация" документации о закупке необходимо указать позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 22.19.72.000-00000003 "Покрытие спортивное резиновое", ГОСТ Р 58726-2019. Кроме того, в п. 24. Раздела III "Спецификация" требуется установить характеристики, указанные в КТРУ 32.30.14.121-00000082 "Уличный тренажер "Степпер".
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик установил в п. 18, 21 Раздела III "Спецификация" документации о закупке непредусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд дополнительные характеристики, не указав при этом надлежащего обоснования для их использования.
Согласно третьему доводу жалобы в п. 22 Раздела III "Спецификация" документации о закупке Заказчик установил дополнительные характеристики с излишней детализацией. Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик не располагает информацией о наличии на товарном рынке тренажеров, полностью соответствующих дополнительным требованиям, установленным в п. 22 Раздела III "Спецификация" документации о закупке.
Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы, нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ИП Горшковым Е.С., Департаментом спорта Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
16.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N0133200001721001632 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.
В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта 5 663 030, 30;
- дата и время окончания подачи заявок: 25.06.2021 08:00.
- в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N0133200001721001632-2 от 29.06.2021 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:
N |
Дата и время подачи предложения |
Признак ценового предложения |
Предложенная цена |
129 |
29.06.2021 09:33 (МСК+2) |
Понижение |
5 436 509,10 |
60 |
29.06.2021 09:32 (МСК+2) |
Понижение |
5 464 824,25 |
- согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0133200001721001632-3 от 01.07.2021 заявки под номерами 60, 129 были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе. Победителем был признан участник ИП Устимов Денис Михайлович (номер заявки N129).
Первый довод жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) и Правил использования КТРУ" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В п. 17 "Резиновая плитка (1x1 м) с встроенным скрытным крепежным замком" Раздела III "Спецификация" документации о закупке установлено требование о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным ГОСТ 20014-83 "Резины пористые".
КТРУ 22.19.72.000-00000003 "Покрытие спортивное резиновое" присвоен ОКПД2 22.19.72.000 "Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой" и установлено соответствие ГОСТ Р 58726-2019 "Покрытия полимерные и резиновые плиточные. Технические условия".
В п. 1 ГОСТ Р 58726-2019 указано, что данный ГОСТ распространяется на эластичные покрытия плиточные из полимерных материалов и резины, предназначенные для устройства как финишных спортивных покрытий, так и используемых в качестве эластичной подложки для устройства многослойных бесшовных спортивных покрытий с верхним слоем из эластичных полимеров.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, резиновая плитка, необходимая к поставке для открытых уличных площадок, производится из смеси резины, соответствующей ГОСТ 20014-83, благодаря пористой структуре которой имеет более высокие дренажные свойства, амортизацию при ходьбе, прыжках и падении.
Кроме того, представители Заказчика указали, что спортивно-технологическое оборудование для создания малых спортивных площадок, планируемое к закупке, будет монтироваться на открытых площадках, имеющих бетонное/асфальтовое покрытие. Таким образом, резиновая плитка для покрытий в помещениях, указанная в КТРУ: 22.19.72.000-00000003 "Покрытие спортивное резиновое", не подходит под требования Заказчика.
На основании вышеизложенного, Заказчиком был применен ОКПД2 22.19.20.112 "Изделия из резиновых смесей", который является подклассом ОКПД2 22.19.3 "Смесь резиновая и изделия из нее; резина вулканизированная, кроме твердой резины (эбонита), в виде нити, корда, пластин, листов, полос, прутков и профилей".
Согласно возражениям Заказчика на жалобу, а также пояснениям представителей Заказчика, товар, описанный в п. 24 "Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизм" Раздела III "Спецификация" документации о закупке не может быть признан соответствующим позиции КТРУ: 32.30.14.121-00000082 "Уличный тренажер "Степпер" (ОКПД2 32.30.14.121), поскольку в тренажере "Степпер" отсутствует безынерционный нагрузочный механизм, а нагрузка создается только собственным весом тела тренирующегося.
Заказчику требуется в п. 24 "Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизмом". Наиболее подходящее наименование - это уличный велотренажер.
В КТРУ по наименованию "Велотренажер" имеется 3 позиции:
- 32.30.14.123-00000001 - "Велотренажер спортивный";
- 32.30.14.123-00000002 - "Велотренажер спортивный";
- 32.50.50.190-00000181 - "Велотренажер".
Первые две позиции не подходят Заказчику при заданном объекте закупки, т.к. в КТРУ установлено требование соответствия ГОСТ Р 56445-2015, согласно которому стандарт распространяется на стационарные тренажеры, используемые в фитнес-залах организаций, таких как спортивные объединения, учебные заведения, гостиницы, спортивные залы и клубы, реабилитационные центры и студии, где доступ к тренажерам и контроль за ними осуществляет непосредственно владелец (лицо, которое несет юридическую ответственность), в домашних условиях.
К позиции КТРУ 32.50.50.190-00000181 относятся "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", что также не соответствует предмету закупки.
Обстоятельством, подтверждающим позицию Заказчика, является указание в п. 24 "Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизмом", в качестве необходимых характеристик наличие у данного тренажёра сидения и спинки. Вместе с тем, во время использования уличного тренажера "Степпер" пользователь тренажера должен находиться в стоячем (вертикальном) положении.
Остальные позиции, которые указаны Заявителем в жалобе, также отсутствуют в КТРУ, поэтому при описании требований к характеристикам оборудования Заказчик осуществил описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт неправомерности действий Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара,исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом
Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заказчиком в документацию об электронном аукционе включены обоснования применения дополнительных характеристик. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена форма обоснования внесения дополнительных характеристик в описание объекта закупки, в связи с чем, Заказчик вправе разместить такое обоснование в свободной форме.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, бремя доказывания нарушения Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействия) Заказчика.
Учитывая изложенное, а также факт того, что Заявитель не представил доказательств, подтверждающих позицию о том, что обоснования дополнительных характеристик, указанные в п. 18, 21 Раздела III "Спецификация" документации о закупке являются неправомерными, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что второй довод жалобы является необоснованным ввиду его недоказанности Заявителем.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Согласно Разъяснениям п. 3 Письма ФАС России от 19.06.2019 NМЕ/51304/19, в случае, если Заказчик при описании объекта закупки устанавливает требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара и в документации о закупке устанавливает требование о соответствии такого товара конкретному ГОСТу, то участник указывает в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, которые также должны соответствовать ГОСТ.
В п. 22 Раздела III "Спецификация" документации о закупке Заказчиком установлено требование соответствия оборудования ГОСТ Р 57538-2017 "Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний". Однако, как пояснили представители Заказчика, данный ГОСТ устанавливает лишь общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров.
Вместе с тем, представители Департамента спорта Ивановской области указали, что в целях соблюдения требований Закона о контрактной системе, Заказчиком в п. 22 Раздела III "Спецификации" указаны ГОСТы, которые распространяются на конструктивные элементы спортивно-технологического оборудования, относящиеся к объекту закупки, а именно указание Заказчиком ГОСТ 30245-2003, ГОСТ 5949-2018, ГОСТ 1051-73. Данные дополнительные характеристики установлены с целью закупки тренажера, обладающего наибольшей прочностью, антивандальной устойчивостью при эксплуатации на открытых площадках, выдерживающего атмосферные и механические воздействия.
Кроме того, в качестве подтверждения наличия на товарном рынке тренажеров, соответствующих требованиям п. 22 Раздела III "Спецификация" документации о закупке, Департамент спорта Ивановской области представил паспорт изделия М7.66GTO "Уличный силовой тренажер для комбинированного жима на верхнюю и нижнюю часть тела, мышцы кора с изменяемой нагрузкой" N196/20.
Изучив характеристики, указанные в данном паспорте изделия, Комиссия Ивановского УФАС России установила их соответствие дополнительным требованиям, отраженным в п. 22 Раздела III "Спецификация" документации об электронном аукционе.
На основании изложенного выше, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в действиях Департамента спорта Ивановской области отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Горшкова Евгения Сергеевича на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (номер извещения 0133200001721001632) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии:
________________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 1 июля 2021 г. N 037/06/23-347/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021