Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Спартак",
У С Т А Н О В И Л А:
24.06.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Спартак" (далее - Заявитель) на неправомерные действия комиссии Заказчика - ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" по оценке заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ВятГУ (номер извещения 0340100006221000011).
По мнению Заявителя конкурсной комиссией Заказчика Победителю конкурса - ООО ЧОП "Булат" неправомерно присвоены баллы по показателю критерия "Квалификация участника", в связи с чем просит признать недействительным протокол подведения итогов конкурса, а также произвести пересчет баллов, присвоенных Победителю. Кроме того, Заявитель указывает, что при составлении документации конкурса Заказчиком не были учтены требования Постановления Правительства РФ N 99 по приложению N 1.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 30.06.2021 года.
На заседании Комиссии Кировского УФАС представитель Заказчика пояснил, что при подготовке конкурсной документации не были учтены изменения, внесенные в Постановление Правительства от 28.11.2013 N 1085, вступившие в силу 31.03.2020 года, в связи с чем критерии оценки заявок по цене стоимостных и не стоимостных критериев, указанные в п. 7.1.1, п. 7.2 раздела 1 "Информационной карты" установлены неверно, в связи с чем просит аннулировать закупку для приведения её в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе.
Кроме того, указывает, что в документации не установлены дополнительные требования в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99 ввиду того, что Заказчиком проводится открытый конкурс в электронной форме, а не те виды конкурсов, которые поименованы в Приложении N 1 к Постановлению Правительства N 99, на которые оно распространяется. Указывает на истечение срока обжалования документации, в соответствии с требованиями ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заказчик также пояснил, что довод о неправомерности результатов оценки заявок на участие в конкурсе Комиссией Заказчика по критериям, указанным в п.3,4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе антимонопольными органами не осуществляется и оспаривается только в судебном порядке.
Представитель Победителя конкурса также указал на ошибки при подготовке технического задания Заказчиком.
Комиссия Кировского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Регламент), пришла к следующим выводам.
21.05.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100006221000011 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ВятГУ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 373 040,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 15.06.2021 ч.
15.06.2021 года состоялась процедура рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе от 15.06.2021 года, размещены в ЕИС 18.06.2021 года.
18.06.2021 года комиссия Заказчика рассмотрела вторые части заявок на участие в конкурсе, что отражено в протоколе от 18.06.2021 года, размещенного в ЕИС 18.06.2021 года.
Также 18.06.2021 года конкурсная комиссия подвела итоги конкурса, что зафиксировано в протоколе от 18.06.2021 года, согласно которому победителем конкурса является заявка ООО "ЧОП "Булат".
Заявителем оспариваются результаты оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию: "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в том числе "Наличие у участника специалистов и иных работников, определенного уровня квалификации".
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Процедура рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов определена Регламентом.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок, ее членов может являться основанием для проведения внеплановой проверки. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 названного Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Согласно части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 данного Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Порядок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок жалоб по существу установлен статьей 106 Закона о контрактной системе, в силу части 6 которой рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 названного Закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, являются качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, оспаривание результатов оценки заявок во внесудебном порядке действующим законодательством не предусмотрено, вопросы, связанные с присвоением количества баллов, процентных эквивалентов тех или иных показателей в рамках оценки заявок, не могут быть предметом проверки со стороны антимонопольного органа, обратное нарушало бы автономию воли заказчика и позволяло бы необоснованно расширять границы административного воздействия, предоставляя антимонопольному органу право вмешиваться в процесс определения победителя конкурса.
Сами по себе оценка и сопоставление заявок осуществляются заказчиком (уполномоченным учреждением) в целях определения лучшего предложения (условия) исполнения контракта и при оценке таких заявок по неисчисляемым критериям (качество, опыт, квалификация) зачастую сопряжены с усмотрением самого заказчика, потому как выбор наилучшего предложения среди прочих равных является исключительно его прерогативой.
Обжалование результатов оценки заявок по критерию "Квалификация участника" возможно только в судебном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. Рассматриваемая жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме. Учитывая вышеизложенное, довод жалобы Заявителя на положения документации оставлен без рассмотрения.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно Информационной карте конкурса в электронной форме N 0340100006221000011 Заказчиком в п. 7.1.1 и п.7.2 раздела 1 установлена значимость критериев оценки следующим образом: цена контракта - 60 процентов; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40 процентов с указанием, что оценка конкурсных заявок будет осуществляться комиссией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 11 абз. 5 раздела 1 Общие положения Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 20.03.2020 N 309 "О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", применяются в отношении закупок после 09.07.2020 года) (далее - Постановление Правительства РФ N 1085) установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов; значимость не стоимостных критериев оценки - 60 процентов. Таким образом, при подготовки документации Заказчиком не были учтены указанные требования, что является нарушением п. 8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, п.11 абз. 5 Постановление Правительства N 1085.
Устранение выявленного нарушения возможно путем выдачи предписания.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЧОП "Спартак" на действия комиссии ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" по оценке заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг объектов ВятГУ (номер извещения 0340100006221000011) оставить без рассмотрения.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" нарушение п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, п.11 абз. 5 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 30 июня 2021 г. N 043/06/54.7-544/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021