Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Г на действия государственного заказчика - Минспорта РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Мордовцева, д.2) при осуществлении закупки на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (электронный аукцион N0310200000321001188, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
22 июня 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Г на действия Минспорта РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что документация для проведения рассматриваемого Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку при описании характеристик закупаемых товаров Заказчиком не применено описание, предусмотренное соответствующими позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установив при этом в Извещении о проведении рассматриваемой закупки коды позиций КТРУ, несоответствующие фактическому объекту закупки.
Также Заявитель указал, что в описании каждого из закупаемых товаров в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчик установил требование о их соответствии ГОСТам. При этом, в описание товаров Заказчиком также включены характеристики, не предусмотренные указанными ГОСТами.
Вместе с тем, как считает Заявитель, в Аукционной документации отсутствует обоснование необходимости установления таких требований к закупаемым товарам.
Кроме того Заявитель считает, что Заказчиком объединены в одну закупку как товары включенные в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 (далее - Перечень, ПП РФ от 30.04.2020 N617), так и товары, не включенные в него, что по мнению Заявителя нарушает требования пункта 5 ПП РФ от 30.04.2020 N617.
В объяснении по существу жалобы Минспорта РСО-Алания указало, что описание закупаемых товаров соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
При описании закупаемых товаров Заказчик исходил из своих потребностей, что позволяет Закон о контрактной системе. В Аукционе может принять участие неограниченное количество поставщиков. Участником Аукциона может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий потребностям Заказчика, установленным в ТЗ.
Закупаемые в рамках рассматриваемого Аукциона товары составляют единый объект закупки и относятся к трем видам товаров. Закон о контрактной системе не запрещает закупать товары группами которые можно разделить на отдельные виды.
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
К поставке может быть предложен товар, конкретные показатели которого соответствуют значениям, установленным Аукционной документацией, в соответствии с потребностью Заказчика.
Кроме того заказчик указал, что нормативными документами установлен минимальный порог соответствия товара. Законом о контрактной системе установлено, что Заказчик самостоятельно должен определить характеристики товара, позволяющие точно определить его потребности. Следовательно, при формировании ТЗ Заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик закупаемых товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заказчиком используются ОКПД2: 32.30.15.299 - Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки, 32.30.15.239 - Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки, 22.19.72.000 - Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой.
Данные ОКПД2 не попадают под ПП РФ от 30.04.2020 N617. При этом ограничения, установленные ПП РФ от 30.04.2020 N617, распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
На основании изложенного Минспорта РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 15 июня 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001188 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (в редакции N5 с внесенными изменениями) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 15.06.2021 (далее - Аукционная документация).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
При этом пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Кроме того, согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что описание закупаемых товаров содержит дополнительную информацию о функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, не предусмотренную соответствующими позициями КТРУ. Кроме того, в ТЗ в описании требуемых характеристик закупаемых товаров Заказчиком указаны не предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизациию.
При этом, Заказчиком в ТЗ указано: обоснование применения дополнительных характеристик (соответствие качественных и иных характеристик товара и их показателей, которые определяют соответствие потребностям заказчика, установленным в соответствии с государственными стандартами и/или отраслевыми стандартами и/или нормативной документацией производителя). Руководствуясь пунктом 5 использования КТРУ, а также статьей 33 Закона о контрактной системе, в настоящем ТЗ Заказчик указал дополнительные технические и эксплуатационные характеристики на товар для того чтобы обеспечить по объекту закупки эффективную эксплуатацию оздоровительного комплекса открытого типа. Все указанные в настоящем ТЗ дополнительные технические и эксплуатационные характеристики, согласно полученной Заказчиком информации от производителей спортивного оборудования и спортивных покрытий - позволяют обеспечить долговечную эксплуатацию с учетом того, что физкультурный комплекс будет использоваться для массового спорта и профессиональными и не профессиональными спортсменами. При указании такого набора дополнительных технических и эксплуатационных характеристик, согласно предложениям производителей - срок эксплуатации и гарантии выше в 3-4 раза по сравнению с минимальным набором характеристик.
То есть, в соответствии с требованиями пункта 6 Правил использования КТРУ и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в ТЗ включено в описание закупаемых товаров обоснование необходимости использования дополнительной информации, не предусмотренной соответствующими позициями КТРУ.
Таким образом, описание объекта рассматриваемой закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
2. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
ПП РФ от 30.04.2020 N617 установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 ПП РФ от 30.04.2020 N617 утвержден Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 ПП РФ от 30.04.2020 N617 ограничения, установленные ПП РФ от 30.04.2020 N617, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 5 ПП РФ от 30.04.2020 N617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Вместе с тем при рассмотрении жалобы установлено, что Перечень не содержит товаров, закупаемых в рамках рассматриваемой закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Г на действия государственного заказчика - Минспорта РСО-Алания при осуществлении закупки на поставку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (электронный аукцион N0310200000321001188).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 июня 2021 г. N А381-06/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021