Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИДЕЗ" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮНИДЕЗ") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и его аукционной комиссии (далее - заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0352300006921000074) (далее - аукцион, электронный аукцион),
в присутствии представителя заявителя "_", генерального директора;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - "_" (доверенность от 29.06.2021),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6283э от 24.06.2021) жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 04.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352300006921000074 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 224 770 руб.
16.06.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано три заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 18.06.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие три участника закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.06.2021 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН" с ценой контракта 150595,90 руб.
23.06.2021 заказчиком размещен проект контракта.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что участником закупки ООО "СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН" представлена недостоверная информация о предлагаемом к поставке товаре.
Фактически заявитель полагает, что предлагаемый победителем электронного аукциона товар не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, следовательно, его заявка подлежала отклонению.
В части обжалования действий аукционной комиссии заказчика при рассмотрении первых частей заявок Комиссия отмечает, что в силу части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В данном случае такой протокол был размещен 18.06.2021, следовательно, последним днем подачи жалобы на действия комиссии заказчика при рассмотрении первых частей заявок является 23.06.2021. Вместе с тем Комиссия отмечает, что заявитель мог узнать о нарушении своих прав только 23.06.2021, когда заказчик разместил на официальном сайте ЕИС проект контракта, содержащий характеристики товара, предложенного победителем закупки.
В связи с указанным, Комиссия полагает возможным рассмотреть, в том числе данный довод.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) (часть 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Указанные требования к содержанию первых частей заявок были предусмотрены пунктом 26 документации об электронном аукционе.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Описание объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе было сформировано заказчиком в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе.
Так по позиции 4 к поставке требовало средство дезинфицирующее, в том числе со следующими характеристиками:
- Спирт изопропиловый - не более 10 %;
- 2-феноксиэтанол - не более 2 %.
По позиции 5 к поставке требовало средство дезинфицирующее, в том числе со следующими характеристиками:
- -N,N-бис(3-аминопропил)додециламин - не более 0,2 %;
- дидецилдиметиламмоний хлорид - не более 0,3 %;
- хлоргексидина биглюконат - не более 0,5 %.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что участником закупки ООО "СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН" по позициям 4 и 5 в заявке указаны отличные от вышеприведенных наименования и значения показателей. Фактически участником закупки предложен к поставке товар с иными действующими веществами.
Учитывая, что информация, содержащаяся в первой части заявки ООО "СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН" не соответствовала требованиям документации, аукционной комиссии надлежало отказать участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе на этапе рассмотрения первых частей заявок или признать заявку общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе при подведении итогов аукциона. Вместе с тем в нарушение части 4 статьи 67, части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, ООО "СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН" было допущен к участию в электронном аукционе, а его заявка в последующем признана соответствующей требованиям документации на этапе подведения итогов электронного аукциона.
На основании изложенного довод жалобы в указанной части признан обоснованным.
Аналогичные нарушения допущены аукционной комиссией заказчика при допуске к участию в электронном аукционе и признании заявки, соответствующей требованиям документации, участника закупки ООО "Базиль".
Ссылку заказчика на то, что предлагаемое участником закупки дезсредство эквивалентно тому, которое требуется заказчику, Комиссия Омского УФАС России отклоняет, так как положения документации об электронном аукционе не предусматривают возможность предложения товара с иными характеристиками, в том числе эквивалентными. Потребность заказчика сформирована в рамках статьи 33 Федерального закона о контрактной системе и изложена в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе, аукционная комиссия не вправе отступать от установленных в документации требований к товару.
При таком подходе аукционной комиссии к рассмотрению заявок, заказчик заведомо не сможет соблюсти императивные требования части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, согласно которым заключаемый контракт не может противоречить условиям документации об электронном аукционе и заявке участника закупки.
Довод заявителя о предоставлении участником закупки недостоверной информации о товаре Комиссией признается необоснованным, так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИДЕЗ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и его аукционной комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0352300006921000074) в части неправомерного допуска к участию и признания заявки, соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, победителя закупки.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и его аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67, части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н.", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 июня 2021 г. N 055/06/69-704/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021