Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, при участии представителей Министерства здравоохранения Рязанской области <_>, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_>, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" уведомленных надлежащим образом (исх. N 3254 от 25.06.2021), представителей ООО "Медсервис", уведомленных надлежащим образом (исх. N 3252 от 25.06.2021), рассмотрев жалобу ООО "Медсервис" N 21 от 23.06.2021 (вх. N 3575 от 23.06.2021) на действия Заказчика (Министерство здравоохранения Рязанской области) при проведении электронного аукциона на поставку специализированного лечебного диетического питания на склад государственного заказчика для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (извещение N 0859200001121006488 от 16.06.2021) и проведя внеплановую проверку,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку специализированного лечебного диетического питания на склад государственного заказчика для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - электронный аукцион).
16 июня 2021 года извещение о проведении электронного аукциона N 0859200001121006488 и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 832 000, 00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно: указанным в разделе "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе функциональным, техническим и качественным характеристикам, требуемого к поставке товара, соответствует исключительно продукт энтерального питания "Нутриция Нутридринк Нутризон сухая смесь" (Нутриция, Нидерланды), что указывает на ограничение количества участников закупки.
В отзыве на жалобу N АС/11-9233 от 29.06.2021 (вх. N 3772 от 29.06.2021) Заказчик сообщил, что считает довод жалобы необоснованным, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу N 307 от 29.06.2021 (вх. N 3779 от 30.06.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что считает довод жалобы необоснованным, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали пояснения, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о ФКС контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В части 2 статьи 8 Закона о ФКС содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является поставка специализированного лечебного диетического питания.
В обжалуемых требованиях, установленных в разделе "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, указаны следующие характеристики:
N |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Универсальное, сухое энтеральное питание для перорального и зондового применения для детей старше 1 года и взрослых с возможностью гипо-, гипер- и изокалорического разведения ОКПД2 - 10.86.10.990 |
Специализированный продукт для диетического лечебного питания детей старше 1 года и взрослых при подготовке к операции и в послеоперационный период, для питания в критических состояниях: ожоги, сепсис, травма, для питания при лучевых энтеритах, химеотерапия, холецистит, панкреатит, фистулы. Для питания пациентов с муковисцидозом, целиакией. Для пациентов с частичными механическими препятствиями прохождению пищи: опухоли и травмы головы и шеи, нарушениями глотания и жевания, стриктуры и частичные обструкции различных отделов ЖКТ; для питания в состояниях потери аппетита и/или отказа от приёма пищи; при онкологических заболеваниях, неврологических заболеваниях, психических расстройствах, болезни печени, сердечно-лёгочной недостаточности, СПИД, стресс, нарушения чувствительности. Основные характеристики продукта в 100 г: Энергетическая ценность не менее 463 ккал Соотношение белки : жиры : углеводы (% ккал) 16:35:49 Белок не менее 18,2 г Жиры не менее 18,2 г - насыщенные не менее 8,5 г Углеводы не более 56,6 г Натрий не более 472 мг Калий не более 706 мг Железо не менее 7,38 мг Кальций не менее 370 мг Фосфор не менее 290 мкг Витамин С не менее 59,5 мкг Витамин Д не менее 6,01 мкг Медь не менее 830 мкг Хром не более 25,7 мкг Цинк не менее 5,54 мг Селен не менее 26,4 мкг Не содержит глютен, холестерин, генетически модифицированные компоненты Вес нетто: не более 322 г. Упаковка: металлическая банка с мембраной и внешней крышкой, мерная ложка в каждой банке. |
штука
|
1 000 |
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что к поставке требуется специализированное лечебное диетическое питание (смесь энтеральная сухая, Нутризон Эдванст Нутридринк).
Указанные спорные показатели включены в раздел "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, поскольку являются существенными для Заказчика и необходимы для качественного оказания медицинской помощи исходя из потребностей медицинских учреждений Рязанской области. Ни одно из требований данного раздела не является второстепенным или малозначительным в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункта 2 статьи 39 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 3242-р утвержден Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год (далее - Перечень).
Перечень содержит исчерпывающий перечень наименований специализированных продуктов лечебного питания, в том числе "Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь" (позиция N 86 Перечня).
Закупка смеси осуществляется в соответствии с заявками на медицинскую продукцию, закупаемую для обеспечения льготных категорий граждан на 2021 год, составленной на основании назначений лечащих врачей (копии выписок из истории болезней представлены в материалы дела).
Анализ представленных Заказчиком выписок из истории болезней показал, что пациентам лечащим врачом рекомендован к применению исключительно "Нутризон эдванст Нутридринк".
Полномочия лечащего врача по назначению лечения, в том числе по назначению специализированных продуктов лечебного питания, закреплены частью 2 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Таким образом, потребностью Заказчика является товар - "Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь".
Комиссия считает необходимым отметить, что Закон о ФКС не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Основной задачей контрактной системы в России является обеспечение приобретения товаров, работ, услуг удовлетворяющих государственные и муниципальные нужды при наиболее эффективном расходовании средств.
Указанием на определенные показатели требуемого товара, Заказчик проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, необходимым для исполнения работ.
В этой связи у Заказчика отсутствует обязанность установления в документации условий закупки, которые удовлетворяли бы абсолютно всех возможных участников.
Учитывая изложенное, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя не обоснован, а указание Заказчиком в документации об электронном аукционе характеристик объекта закупки необходимых для удовлетворения потребностей Заказчика, является правомерным и не нарушает требования Закона о ФКС.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Медсервис необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 5 июля 2021 г. N 062/06/64-614/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021