Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, членов Комиссии: <_>, при участии представителей Областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский эколого-биологический центр" <_>, представителя Государственного казенного учреждения "Центр закупок Рязанской области" <_>, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N3279 от 28.06.2021), представителей ООО "Легион-Юг", уведомленных надлежащим образом (исх. N3280 от 28.06.2021), рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "Легион-Юг" б/н б/д (вх. N3629 от 24.06.2021) на действия Заказчика (Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский эколого-биологический центр") при проведении электронного аукциона на "Шифр: 62-2021-нр5189 Поставка образовательных наборов для изучения основ "Интернета вещей"" (извещение N0859200001121005739 от 31.05.2021) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Детский эколого-биологический центр" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона "Шифр: 62-2021-нр5189 Поставка образовательных наборов для изучения основ "Интернета вещей"" (далее - электронный аукцион).
31 мая 2021 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 100 000,00 руб.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. технические характеристики товара, требуемого к поставке по пунктам 1, 2 и 3 раздела "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном аукционе соответствуют изделиям только одного производителя - "ЙоТик", что ограничивает число участников закупки;
2. в разделе "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном аукционе при описании количества реле на плате допущена ошибка, так как количество реле на плате превышает количество реле, на которое рассчитан модуль.
В отзыве на жалобу 357 от 30.06.2021 (вх. N3829 от 01.07.2021) Заказчик сообщил, что считает довод жалобы необоснованным, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.
В отзыве на жалобу N311 от 30.06.2021 (вх. N3867 от 01.07.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, технические характеристики товара, требуемого к поставке по пунктам 1, 2 и 3 раздела "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном аукционе соответствуют изделиям только одного производителя - "ЙоТик", что ограничивает число участников закупки.
Частью 2 статьи 8 Закона о ФКС запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном аукционе Заказчиком, по оспариваемому Заявителем положению документации, в том числе установлены следующие требования:
- по пункту 1 к поставке необходим Образовательный набор "Умный дом", в том числе с характеристикой по всем модулям разъем RJ-9;
- по пункту 2 к поставке необходим Образовательный набор "Стартовый", в том числе с характеристикой по всем модулям разъем RJ-9;
- по пункту 3 к поставке необходим Образовательный набор "Квант", в том числе с характеристикой по всем модулям разъем RJ-9.
Как указано Заявителем в доводе жалобы вышеприведённая характеристика товара не позволяет потенциальным участникам закупки поставить ни один аналог подобного товара, кроме как конкретную модель производителя "ЙоТик", что противоречит требованиям действующего законодательства в сфере закупок, так как ограничивает количество потенциальных участников.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании аукционной документации Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснили, что установленные в аукционной документации требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика сообщили, что при формировании объекта закупки рассматриваемого электронного аукциона Заказчиком изучался рынок необходимого к поставке товара, для чего направлены запросы в коммерческие организации, обладающие опытом поставок соответствующего товара, а также установлено, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком на основе трех коммерческих предложений. Соответственно, имеется как минимум три потенциальных поставщика, готовых поставить товар, отвечающий требованиям Заказчика.
Комиссия, изучив представленные документы, установила, что товар необходимый Заказчику к поставке с такой характеристикой по всем модулям как разъем RJ-9 соответствует только одному производителю "ЙоТик".
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о ФКС в части указания требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, так как к поставке может быть предложен товар только одного производителя "ЙоТик" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя в разделе "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном аукционе при описании количества реле на плате допущена ошибка, так как количество реле на плате превышает количество реле, на которое рассчитан модуль.
В соответствии с п. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном аукционе Заказчиком, по оспариваемому Заявителем положению документации, в том числе установлены следующие требования:
- по пункту 1 к поставке необходим Образовательный набор "Умный дом", в том числе с характеристикой Модуль двух реле, шт - не менее 2, Реле на плате, шт. - не менее 3;
- по пункту 3 к поставке необходим Образовательный набор "Квант", в том числе с характеристикой Модуль двух реле, шт - не менее 2, Реле на плате, шт. - не менее 3; Модуль четырех реле, шт. - не менее 4, Реле на плате , шт. - не менее 5.
В ходе заседания Комиссии, представители Заказчика пояснили, что данное несоответствие характеристик требуемого к поставке товара является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о ФКС в части ненадлежащего установления в документации об электронном аукционе описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Легион-Юг" обоснованной.
2. Признать Заказчика (Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский эколого-биологический центр") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский эколого-биологический центр"), Уполномоченному учреждению (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/64-623/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя - начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 6 июля 2021 г. N 062/06/64-623/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021