Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (вх. N 3506 от 22.06.2021), общества с ограниченной ответственностью "Норма" (вх. N 3505 от 22.06.2021) (далее также - Заявители) на действия Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Баташевского моста через р.Тулица в муниципальном образовании г.Тула" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (закупка N 0366200035621002896) (далее - Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) по доверенности;
- - представителя Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Заказчик) по доверенности;
- без участия представителей Заявителей, уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении Конкурса (закупка N 0366200035621002896), решением Комиссии дела NN 071/06/105-536/2021, 071/06/105-537/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого N 071/06/105-536/2021. Со стороны участников заседания Комиссии возражений не поступало.
Из жалоб Заявителей следует, что установленные в документации об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Баташевского моста через р. Тулица в муниципальном образовании г. Тула" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (закупка N 0366200035621002896) (далее - конкурсная документация) критерии оценки заявок на участие в конкурсе влекут нарушение норм Закона, а также ущемление прав и законных интересов участников закупки.
1. Из жалобы ООО "Джули" следует, что требование о наличии опыта исполнения государственных и/или муниципальных контрактов и/или договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства: линейные объекты капитального строительства вида "Автодорожный мост" группы "Мостовые сооружения" и/или вида объекта, включенного в группу(ы) "Автомобильные дороги вне населенных пунктов", "Автомобильные дороги в границах населенных пунктов", не соответствует Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, Правила N 1085), в котором не закреплено право Заказчика ограничивать перечень видов объектов капитального строительства контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить свой опыт.
2. ООО "Джули" в жалобе указывает, что согласно конкурсной документации заявки участников в рамках указанного показателя по нестоимостному критерию оцениваются только в случае наличия исполненных участником конкурса контрактов (договоров) без неустоек (штрафов, пеней), то есть без нарушения сроков и иных нарушений условий контрактов.
Заявитель считает, что предоставление исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не подтверждает отсутствие у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, и ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов.
3. ООО "Джули" и ООО "Норма" в своих жалобах также полагают, что согласно конкурсной документации к оценке неправомерно принимаются государственные и/или муниципальные контракты и/или договоры, заключенные только в соответствии с Законом и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Также ООО "Норма" указывет, что подтверждение опыта участника посредством предоставления контрактов, заключенных за последний 1 (один) год до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства: линейные объекты капитального строительства вида "Автодорожный мост" группы "Мостовые сооружения" и/или вида объекта, включенного в группу(ы) "Автомобильные дороги вне населенных пунктов", "Автомобильные дороги в границах населенных пунктов" является необъективным и влечёт сужение круга потенциальных участников закупки.
При таких обстоятельствах Заявители полагают, что Конкурсная документация содержит нарушение норм Закона, а также Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалобы, представили в материалы дела письменные возражения, в которых пояснили, что установленные в конкурсной документации критерии обоснованы и разумны.
Предусмотренные в конкурсной документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в Конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и направлены, прежде всего, на определение в качестве победителя конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по реконструкции объекта. При этом, отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в возражениях на жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Конкурса, Комиссия пришла к следующим выводам.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.
Извещение и конкурсная документация 04.06.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
25.05.2021, 04.06.2021 в Извещение и конкурсную документацию были внесены изменения, которые также размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена Контракта - 163 774 050,50 рублей.
Контракт по итогам Конкурса Заказчиком не заключен.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона).
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
При этом Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 4 Правил оценки заявок для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее также квалификация участников закупки).
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
На основании пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
При этом пунктом 11 Правил оценки заявок предусмотрены следующие положения:
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
На основании пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что в части II "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с законом" конкурсной документации для оценки заявок установлены следующие критерии оценок:
N п/п |
|
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме |
Значимость критериев оценки, (%) |
Значимость показателей, (%) |
1. |
Стоимостной критерий оценки |
Цена контракта |
60 |
х |
2. |
Нестоимостной критерий оценки |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
х |
2.1. |
Показатель по нестоимостному критерию оценки |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
х |
100 |
|
Сумма величин значимости критериев оценки |
100 |
х |
Пунктом 2 части II конкурсной документации предусмотрено следующее:
"Нестоимостной критерий "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Показатель по нестоимостному критерию оценки "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" - НЦБквалi. Значимость - 40%. Коэффициент значимости - 0,4.
В рамках данного критерия оцениваются исполненные участником конкурса без неустоек (штрафов, пеней) государственные и/или муниципальные контракты и/или договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за последний 1 (один) год до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе и предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства: линейные объекты капитального строительства вида "Автодорожный мост" группы "Мостовые сооружения" и/или вида объекта, включенного в группу(ы) "Автомобильные дороги вне населенных пунктов", "Автомобильные дороги в границах населенных пунктов" (далее - Контракты, подтверждающие опыт).
Оценка заявок по показателю будет осуществляться на основании представленных участником нижеуказанных подтверждающих документов:
1) копий исполненных Контрактов, подтверждающих опыт.
2) копий документов, предусмотренных Контрактами, подтверждающими опыт, которые подтверждают факт приемки заказчиком выполненных работ;
3) копий разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Представленные документы должны быть в виде полночитаемых электронных копий или скан-копий на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати. Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме, в том числе с дополнительными соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью.
Датой исполнения контракта считается дата выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности - дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта.
Оценка заявок по данному показателю будет осуществляться только по полному исполнению по стобалльной шкале:
Значение показателя |
Баллы |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 40 000 001 руб. |
100 баллов |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 10 000 001 руб. до 40 000 000 руб. (вкл.) |
40 баллов |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) от 0,01 руб. до 10 000 000 руб. (вкл.) |
10 баллов |
Сведения об общей стоимости исполненных контрактов (договоров) рекомендуется представить по форме таблицы N1.
Таблица N1.
N п/п |
Реестровый номер контракта (договора)*(1) |
Номер и дата заключения контракта (договора) |
Предмет контракта (договора) |
Вид объекта*(2) |
Группа объекта*(3) |
Наименование заказчика |
Цена контракта (договора), руб. |
Сумма исполненных обязательств по контракту (договору), руб. |
Реквизиты документа(ов), подтверждающих факт приемки выполненных работ |
Реквизиты разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (не указываются в случаев, если разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.1 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
При отсутствии сведений по данному показателю, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения - значение оценки в баллах - 0".
Анализ вышеприведенных положений конкурсной документации показал, что критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев, величины значимости показателей и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в части II конкурсной документации в соответствии положениями Закона и Правилами оценки заявок, в том числе с учетом условий, содержащихся в пункте 11, 27(2), 27(3) Правил оценки заявок.
Комиссия приходит к выводу о том, что наличие опыта работы, связанного с предметом контракта (выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства: линейные объекты капитального строительства вида "Автодорожный мост" группы "Мостовые сооружения" и/или вида объекта, включенного в группу(ы) "Автомобильные дороги вне населенных пунктов", "Автомобильные дороги в границах населенных пунктов") предполагает, что участник закупки ранее успешно исполнял контракты сопоставимого характера и объема.
При этом, установленные требования о наличии соответствующего опыта сопоставимого характера и объема, а также их учет при оценке заявок прямо предусмотрены подпунктом "б" пункта 27(3) Правил оценки заявок.
Кроме того, необходимо отметить, что Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями. Исходя из приведенных положений Закона и Правил оценки заявок, заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки, по мнению Комиссии, является обоснованным.
Ввиду изложенного, указанный критерий и показатель для его оценки соответствуют требованиям Закона и Правил оценки заявок.
Между тем, организации с иным опытом работы также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам Конкурса конкурировать по всем критериям, установленным Заказчиком, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Следует отметить, что у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемые критерии ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в открытом конкурсе.
Также Комиссия приходит к заключению о том, что требование к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении именно государственных (муниципальных) контрактов является правомерным, поскольку информация о таких контрактах (включая сведения об исполнении таких контрактов, о начислении и об оплате штрафов в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по таким контрактам и др.) размещена в единой информационной системе в сфере закупок и позволяет Заказчику своевременно в ходе рассмотрения заявок на участие в конкурсе, удостовериться в достоверности таких сведений.
Рассматривая довод об учете при оценке заявок по показателю нестоимостного критерия "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" только исполненных без неустоек (штрафов, пени) государственных и/или муниципальных контрактов и/или договоров, заключенных в соответствии с Законом и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия также приходит к выводу о том, что отсутствие сведений о штрафных санкциях является необходимым условием подтверждения успешного опыта выполнения работ и позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а также объективно сопоставить предложения участников конкурса
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Предусмотренные в конкурсной документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
С учетом изложенного доводы жалоб Комиссия признает необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает доводы общества с ограниченной ответственностью "Джули" и общества с ограниченной ответственностью "Норма" о нарушении Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (вх. N 3506 от 22.06.2021) на действия Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Баташевского моста через р.Тулица в муниципальном образовании г.Тула" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (закупка N 0366200035621002896) необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норма" (вх. N 3505 от 22.06.2021) на действия Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция Баташевского моста через р.Тулица в муниципальном образовании г.Тула" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (закупка N 0366200035621002896) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
-------------------------------------------
*(1) Указывается номер реестровой записи в реестре контрактов, формируемом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну".
*(2) Указывается вид объекта капитального строительства согласно абзаца второго пункта 2 настоящих критерий оценки и приказа Минстроя России от 10.07.2020 N374/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)".
*(3) Указывается группа объекта согласно абзаца второго пункта 2 настоящих критерий оценки и приказа Минстроя России от 10.07.2020 N374/пр "Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 29 июня 2021 г. N 071/06/105-536/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2021