Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ": В.А. Пеньковой,
ООО "Техномонтаж": В.Ю. Гусейновой,
рассмотрев жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту лестниц N1,3,4 строения 1 ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" (Закупка N 0373200026421000065) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе),
Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного открытого конкурса в электронной форме.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.06.2021
N ЕИ/37969/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, установление порядка оценки критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
П.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В силу ч.5 ст.54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с ч. 8 ст.54.5 Закона о контрактной системе.
1. Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, установление порядка оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок содержит следующие положения в отношении оценки показателя "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
"Коэффициент значимости (КЗ) - 0,5
Максимальная оценка по показателю - 50.0 баллов.
Содержание:
Оценивается предложение участника об объеме (суммарный объем оказанных услуг/выполненных работ, исчисляемый в рублях), исполненных Участником контрактов/договоров (далее - контрактов) сопоставимого характера и объема, которые были заключены в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не ранее чем за 2 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника. Под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы по текущему ремонту и/или капитальному ремонту внутренних помещений объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Сведения о стоимости исполненных контрактов (договоров) подтверждаются копиями контрактов (договоров), копиями акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ (под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, включая копии дополнительных соглашений к указанным контрактам (договорам) (при наличии) с указанием по каждому контракту (договору) реестрового номера контракта (договора), присвоенного в реестре контрактов (договоров) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае если контракты заключены в электронной форме, общая стоимость исполненных контрактов (договоров) может быть подтверждена размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки информации в виде сводных сведений об общей стоимости исполненных контрактов (договоров)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Рекомендуемая форма "Сводные сведения об общей стоимости исполненных контрактов (договоров)" приведена в Приложении N 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Порядок оценки:
Коэффициент значимости (КЗ) - 0.5
Максимальная оценка по показателю - 50.0 баллов.
Порядок начисления баллов:
Баллы присваиваются в зависимости от суммарного объема, т.е. суммы цен контрактов сопоставимого характера и объема, исполненных Участником и соответствующих требованиям, установленным в описании показателя.
Заявка участника с большей суммой цен контрактов сопоставимого характера и объема оценивается большим количеством баллов. Заявки других участников конкурса оцениваются пропорционально значению их показателей относительно показателя заявки, которой присвоено максимальное количество баллов (Кmax) с учетом коэффициента значимости (КЗ).
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ х 100 х (Кi/Kmax);
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;
- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период".
Так, по мнению Заявителя, установленный порядок оценки по обжалуемому показателю ограничивает возможность участников конкурса представить для подтверждения своей квалификации контракты (договоры), заключенные ранее, чем за 2 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно порядку оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" к оценки принимаются контракты, заключенные не ранее чем за 2 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки.
Комиссия Управления также отмечает, что утвержденные Заказчиком положения порядка оценки, указывающие что контракты должны быть именно заключены не ранее чем за 2 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки, исключают возможность представления контрактов/договоров, заключенных, например, в 2017 году и исполненных в указанный Заказчиком временной период.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что из совокупного толкования положений Закона о контрактной системе, в частности ст.37, ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, усматривается, что разумным сроком по смыслу законодателя для подтверждения опыта исполнения является трехлетний срок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы, а также о нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, при этом Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также Заявитель указывает на неправомерное, по его мнению, установление порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок содержит следующие положения в отношении оценки показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
"Коэффициент значимости (КЗ) =0.3
Максимальная оценка по показателю -30.0 баллов.
Содержание:
Оценивается предложение участника о наличии в штате участника закупки и/или наличии привлекаемых для выполнения работ работников следующих профессий:
- производитель работ -стажем работы по специальности не менее 5 лет
- штукатур-маляр не ниже 3 разряда -стаж работы по специальности не менее 2-х лет
- облицовщик - плиточник не ниже 3 разряда - стаж работы по специальности не менее 3-х лет
-монтажник гипсокартонных конструкций не ниже 3 разряда - стаж работы по специальности не менее 2-х лет
- электромонтажник не ниже 3 разряда стаж работы по специальности не менее 1 года
- плотник не ниже 4 разряда стаж работы по специальности не менее 2-х лет.
Минимальное количество работников должно быть 21 человек.*
*установлена минимальная общая нормативная численность рабочих и общий перечень рабочих специальностей, необходимых для выполнения работ. Сколько рабочих по каждой из необходимых специальностей будет задействовано на объекте решается подрядчиком самостоятельно.
К рассмотрению принимаются заявки участников, имеющих в штате организации или привлекаемых к выполнению работ на основании гражданско-правового договора, одновременно всех перечисленных выше профессий.
Участником (в случае наличия таких рабочих и специалистов) в составе второй части заявки в качестве предложения по данному показателю предоставляются в рекомендуемой или любой иной форме сведения о наличии у Участника трудовых ресурсов, которые будут задействованы при исполнении контракта , содержащие перечень сотрудников, информацию о должности каждого сотрудника (для сотрудников, находящегося в штате организации), либо указание, на то, что он является привлеченным работником (для сотрудников, работающих на основании гражданско- правового договора), его ФИО, и область его квалификации и стаж работы по специальности, в соответствии с вышеуказанным перечнем профессий. Предоставленные Участником сводные сведения подтверждаются штатным расписанием, а также копиями трудовых книжек либо выпиской из электронной трудовой книжки, либо копиями трудовых/гражданско-правовых договоров с такими сотрудниками со сроком действия не менее срока действия контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса, а также копиями соответствующих документов, подтверждающих прохождение обучения и(или) повышения квалификации, представленных в сводных сведениях о трудовых ресурсах.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе.
Предоставленные Участником иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, оценке не подлежат.
Рекомендуемая форма "Сводных сведений о наличии у Участника трудовых ресурсов, которые будут задействованы при исполнении контракта" приведена в Приложении 2 к настоящему порядку оценки заявок.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п. 23 Правил:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику конкурса, который не предоставил в составе второй части своей заявки документы, подтверждающие наличие минимального количества трудовых ресурсов по каждой профессии, указанной в показателе;
- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающих наличие работников, указанных в показателе, их квалификацию и стаж".
Так, по мнению Заявителя, установление Заказчиком порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" противоречит Правилам оценки, поскольку подтвержденный трудовой стаж не является показателем квалификации специалиста и требование об определенном сроке стажа сотрудника не может быть включено в оценку по показателю.
Квалификацию необходимых специалистов подтверждают документы, установленные нормативными актами Российской Федерации, а получение таких документов специалистами обуславливает наличие у специалиста необходимых знаний в совокупности с опытом.
Так, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.06.2020 N336н "Об утверждении профессионального стандарта "Штукатур" устанавливает трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению, знаниям и умениям, а так же требования к опыту практической работы.
В соответствии с данным приказом для штукатура, штукатура по отделке внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений, штукатура по обслуживанию и ремонту передвижной штукатурной станции, штукатура по ремонту и реставрации, штукатура по устройству наливных полов 2-7 разряда требований к опыту практической работы не установлены, а для штукатура по выполнению сложных декоративных штукатурных работ, штукатур по реставрации декоративных штукатурок и лепных изделий 2-7 разряда требования к опыту практической работы установлены в размере срока не менее шести месяцев в сфере отделочных штукатурных и декоративных работ.
Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2017 N50н "Об утверждении профессионального стандарта "Электромонтажник" установлены трудовые функции, их характеристики, требования к образованию, обучению, знаниям и умениям, требования к опыту практической работы. Например, для электромонтажников 3 разряда требований к опыту данным приказом не установлено, однако установлены условия допуска к работам, в том числе наличие допуска по электробезопасности и удостоверения допуска к работам на высоте.
Таким образом, по мнению Заявителя, требование о наличии стажа, установленное Заказчиком в рамках обжалуемого показателя является излишним, поскольку все необходимые требования к работникам профессий, в том числе и условия наличии/отсутствии опыта устанавливают и регулируют нормативные акты Российской Федерации.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные положения порядка оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", поскольку баллы будут присуждаться заявкам участников, предложивших наибольшее количество работников, то есть исключительно в соответствии с простым количеством.
В то же время, по мнению Заявителя, имеющийся порядок оценки не позволяет каким - либо существенным образом повлиять на процесс оказания услуг так, чтобы обеспечивалось лучшее условие исполнения договора.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с данными доводами жалобы, представитель Заказчика пояснил, что стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации. При этом, по мнению представителя Заказчика, профессиональные стандарты - это документ для работодателей и не все являются обязательными к применению.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в профессиональных стандартах, утвержденных Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отсутствуют требования к опыту сотрудников обладающих специальностям, требования к которым установлены Заказчиком в составе порядка оценки, более того на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить на основании каких положений действующего законодательства Заказчиком были установлены требования к стажу работы по специальностям.
Комиссия Управления также отмечает, что порядком оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" не установлено предельное значение предложений участников закупки.
В то же время при наличии возможности определения приблизительного количества привлекаемого персонала из положений технического задания (работы отражены в сметах, условия выполнения работ установлены также Заказчиком в техническом задании), не установление предельного значения по показателю, в данном конкретном случае, даёт необоснованное преимущество участнику обладающего, например, специалистами электромонтажниками в количестве 100 человек, в то время как при выполнении работ согласно технического задания очевидно такое количество специалистов не требуется и не может быть привлечено к ремонтным работам.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, при этом Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" на действия ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Московского УФАС России материалы по делу N 077/06/106-11233/2021 от 02.07.2021 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Н.А. Узкий
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2021 г. N 077/06/106-11233/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021