Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии: специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФГБНУ "ФНКЦ РР": С.Ю. Свободиной,
ООО "РМК-МЕДИЦИНА": М.В. Сокорукова,
рассмотрев жалобу ООО "РМК-МЕДИЦИНА" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "ФНКЦ РР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий для высокотемпературной и низкотемпературной стерилизации для нужд ФНКЦ РР (Закупка N 0373100133121000047) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению
государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/38675/21 от 01.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы совокупности характеристик поставляемого товара по п.28 "Стерилизующий агент для стерилизатора "STERIS V-Pro", установленных Заказчиком в технической части аукционной документации, соответствует исключительно стерилизующий агент для стерилизатора производителя "STERIS
V-Pro", поскольку Заказчиком приобретаются емкости со стерилизующим агентом, которые разработаны специально для эксклюзивного использования со стерилизационной системой STERIS V-Pro.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик объединил в один лот продукцию, выпускаемую единственным производителем, и продукцию, выпускаемую разными производителями. При этом аналогов стерилизующего средства, описание которого указано в п. 28 технической части документации, не существует на рынке.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Также Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что стерилизатор "STERIS V-Pro" находится на гарантийном обслуживании, то на оборудовании используются только оригинальные картриджи со стерилизующим агентом. Эквивалентные товары не применимы, поскольку в противном случае дорогостоящее оборудование лишится гарантии.
При этом Заказчиком был сделан запрос производителю, который в свою очередь подтвердил, что в России имеется пять официальных дистрибьютеров, которые поставляют и реализуют все необходимые оригинальные компоненты для стерилизаторов "STERIS V-Pro".
Также представитель Заказчика обратил внимание, что предметом электронного аукциона является поставка медицинских изделий для высокотемпературной и низкотемпературной стерилизации для нужд ФНКЦ РР с единым кодом ОКПД 2 - 32.50.50.190 (КТРУ - 32.50.50.190-00000915 и 32.50.50.190-00000337), так как вся продукция используются в едином цикле с остальными позициями лота, технически и функционально с ними взаимосвязаны.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта Заказчик по данному лоту закупает медицинские изделия по 32 позициям. При этом по спорной позиции 28 технической части документации Заказчику требуется Стерилянт Vaprox HC 59% Н202 картридж для стерилизатора Steris V-Pro (15 циклов/картридж; 3 картриджа в упаковке) в количестве 18 штук общей стоимостью на 688 164,84 руб., что составляет значительную часть (порядка 34 %) начальной цены лота, поскольку в случае сложности или невозможности участников закупки закупить и поставить требуемую Заказчику уникальную позицию наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что является ограничением круга потенциальных участников закупки и напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
При этом в случае объективного отсутствия каких-либо препятствий для закупки участниками рынка спорного товара, у Заявителя не возникло бы сложностей для подачи заявки и, как следствие, отсутствовали бы основания для подачи жалобы.
На основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РМК-МЕДИЦИНА" на действия ФГБНУ "ФНКЦ РР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.А. Кутейников
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2021 г. N 077/06/106-11409/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021