Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
В.А. Бабашкиной - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Д.А. Аносова - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
рассмотрев обращение ППК "Единый Заказчик" (вх. N 54993-ЭП/21 от 05.07.2021) о согласовании осуществления закупки у ООО "Амдтехнологии" как у единственного поставщика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Централизованное архивное хранилище ФНС России в Нижегородской области" (реестровый 0995400000221000004) в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N961 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России) поступило обращение государственного заказчика - ППК "Единый Заказчик" (далее - Заказчик) о согласовании заключения контракта в связи с признанием открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Централизованное архивное хранилище ФНС России в Нижегородской области" (реестровый 0995400000221000004) (далее - конкурс) несостоявшимся.
При рассмотрении полученных документов установлено, что обращение Заказчика содержит все сведения и документы, предусмотренные Правилами.
08.06.2021 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 601 242 818,27 рублей.
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N1085) с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
Согласно п."б" п.4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в частности "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На основании п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно Приложению.
В силу п.27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки заявок предусмотрены, в частности, следующие положения:
- по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)": Комиссией оцениваются исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов), в соответствии с п. 27(3) Постановления N1085). Расторгнутые контракты (договоры), в том числе по соглашению сторон, не считаются исполненными). Количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки (HЦБ(К1)i), определяется по следующей шкале:
Общая сумма контрактов (договоров), принятых к оценке |
Количество присуждаемых баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
|
10 балла |
|
20 балла |
|
30 баллов |
|
40 баллов |
|
50 баллов |
- по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)": Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ(К2)i), определяется по следующей шкале:
Наибольшая цена контракта (договора), принятого к оценке |
Количество присуждаемых баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
< 300 млн.руб. |
0 балла |
|
25 балла |
|
50 баллов |
Комиссия Управления отмечает, что порядком оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" прямо запрещена возможность представления контрактов/договоров, фактически выполненных без применения санкций, но досрочно расторгнутых по соглашению сторон или расторгнутых в случае обстоятельств, не зависящих от сторон.
При этом, по мнению Комиссии Управления, вышеуказанный порядок оценки заявок не учитывает конкретные обстоятельства каждого контракта/договора, так, например, досрочное расторжение по предусмотренным законодательством обстоятельствам, при этом такие контракты/договоры не свидетельствует об отсутствии у участников закупки опыта выполнения работ, поскольку такие контракты/договоры фактически исполнены надлежащим образом без применения штрафных санкций.
Также Комиссия Управления отмечает, что согласно установленному порядку оценки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" в случае представления участником закупки сведений о 5 контрактах/договорах на совокупную стоимость работ 599 млн. руб., то такой участник получит 10 баллов, в то время как в случае, если иной участник закупки представит сведения также о 5 контрактах/договорах на общую стоимость работ 600 млн. руб., то такой участник получит 20 баллов.
Аналогичным образом установлены положения порядка оценки заявок по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", а именно в случае представления участником закупки сведений о наибольшей цене контракта (договора), принятого к оценке, равной 299 млн. руб., то такой участник получит 0 баллов, в то время как в случае, если иной участник закупки представит сведения о наибольшей цене контракта (договора), принятого к оценке, равной 300 млн. руб., то такой участник получит 25 баллов.
При этом при использовании формулы, предусмотренной п.23 Правил оценки, разница в 1 млн. руб. приведет к разнице баллов между таким участниками закупки не более чем в 1 балл, что в рассматриваемом случае будет свидетельствовать о соразмерной оценке, способствующей выявлению наилучшего предложения для исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе при формировании подобным образом порядка оценки заявок.
В соответствии с п. 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 3 статьи 84 Закона о контрактной системе на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Законом о контрактной системе срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что данные положения документации ранее не обжаловались и выявленные нарушения не повлияли на ход определения поставщика.
В соответствии с п.12 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 Правил.
Исследовав представленные материалы, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Согласовать Заказчику осуществление закупки у ООО "Амдтехнологии" как у единственного поставщика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Централизованное архивное хранилище ФНС России в Нижегородской области" (реестровый 0995400000221000004).
2.Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 54.3 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе государственному заказчику не выдавать.
Решение может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
В.А. Бабашкина |
Члены Комиссии Управления:
|
|
А.С. Спирякова Д.А. Аносов |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2021 г. N 077/06/93-11786/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021