Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Газовая служба 60" на положения документации о проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение сети газораспределения, принадлежащей Администрации Псковского района на услуги по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению сети газораспределения, принадлежащей Администрации Псковского района (номер извещения: 0157300006921000036), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.06.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение сети газораспределения, принадлежащей Администрации Псковского района на услуги по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению сети газораспределения, принадлежащей Администрации Псковского района (номер извещения: 0157300006921000036).
Извещение N 0157300006921000036 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.06.2021 10:26.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 043 880,42 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.07.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
24.06.2021 (вх. N635-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 01.07.2021 года в 16 часов 00 минут с учетом объявленного перерыва 30.06.2021 года в 11:00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (вх. N 635 от 24.06.2021 года жалоба в материалах дела).
В документации аукциона в электронной форме, в требованиях к составу второй части заявки Заказчиком указано следующее: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов:Копия лицензии: эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности." Требование о предоставлении соответствующей лицензии участниками закупки заведомо неисполнимо: у них нет прав на объекты заказчика, необходимых для получения лицензии по адресам взрывопожароопасных объектов. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик пытается ограничить конкуренцию по данной закупке.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 3213 от 30.06.2021 года, в материалах дела):
Объектом закупки является техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение сети газораспределения, принадлежащей Администрации Псковского района. В соответствии с п.2 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" действие этого регламента распространяется на "...сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы... эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт). Также в п.7 данного технического регламента введено понятие "эксплуатационная организация" - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Следовательно, в документации об электронном аукционе положения о представлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе конкретного документа (в данном случае - лицензии), подтверждающего соответствие участника требованиям к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, правомерно только в том случае, когда законодательством Российской Федерации предъявляются соответствующие требования к данным лицам.
Изучив аукционную документацию Комиссия установила, что подпунктом 11 пункта 11.1 раздела 1 Инструкции для участников закупки аукционной документации установлено, что соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Наличие лицензии: эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности.
Также необходимо учитывать, что объектом закупки являются работы по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерское обеспечение сети газораспределения, принадлежащей Администрации Псковского района.
Пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования указанной деятельности определён в Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по Перечню согласно приложению, в том числе работы на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II И III классов опасности: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно пункта 1 статьи 13 данного Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица. Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ определено, что в приказе (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии включаются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с частями 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Согласно части 2 статьи 18 Закона 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией.
С учётом взаимосвязанного толкования вышеизложенных норм Комиссия пришла к выводу о том, что лицензия может быть выдана на эксплуатацию конкретного объекта, требования к которому изложены в пунктах 4, 5 Положения о лицензировании, с указанием места нахождения объекта, на котором осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", обязанность по регистрации опасных производственных объектов возлагается на организации их эксплуатирующие, которые должны обладать вещным правом на этот объект (являться собственником, владельцем либо пользователем опасного производственного объекта).
При этом Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года N 536 не содержит требований о необходимости наличия в специализированной организации, осуществляющей работы по техническому перевооружению опасного производственного объекта, монтажу, ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования, работающего под избыточным давлением, лицензии на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
На основании вышеизложенного лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, расположенного по адресам: Псковский район, сельское поселение "Ершовская волость", д. Ершово, Псковский район, сельское поселение "Середкинская волость", д. Верхолино, Псковский район, сельское поселение "Писковичская волость", д. Ваулино, Псковский район, сельское поселение "Тямшанская волость", д. Тямша, Псковский район, сельское поселение "Середкинская волость", с. Середка, Псковский район, сельское поселение "Логозовская волость", д. Неелово и Псковский район, сельское поселение "Логозовская волость", д. Портянниково, Александровский проезд, д.4, может иметь только сам заказчик.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего дополнительное требование для участников закупки, является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя, о том, что требование о предоставлении соответствующей лицензии участниками закупки заведомо неисполнимо, является обоснованным.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Газовая служба 60" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем внесения изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 6 июля 2021 г. N 060/06/66-391/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021