Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "ДЖУЛИ" на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории общего пользования парк им. Ю. Гагарина в городе Пскове в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (номер извещения: 0157300025221000194), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18.06.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству территории общего пользования парк им. Ю. Гагарина в городе Пскове в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (номер извещения: 0157300025221000194).
Извещение N 0157300025221000194 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 18.06.2021 16:45.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 343 758,71 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 28.06.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
25.06.2021 (вх. N651-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 02.07.2021 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N651-з от 25.06.2021 г.).
Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товара "Светильники светодиодные", перечень Постановления N878 включает в себя подкласс по ОКПД 2 27.4- "Оборудование электрическое осветительное". Таким образом, в отношении рассматриваемого товара распространяются ограничения в соответствии Постановлением N878. Вместе с тем, извещение о проведении аукциона не содержит сведений об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства. Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе документации также отсутствует.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх. N 2411 от 01.07.2021 года и N01/-88 от 01.07.2021 года, в материалах дела):
При выполнении работ, данном случае, требуется поставка товаров (скамейки, урны, стенды и т.д.), которые впоследствии будут поставлены на баланс муниципального образования "Город Псков", от имени которого действует Заказчик. Тем не менее тот факт, что договор предусматривает поставку товара при выполнении работ, не меняет его правовой природы, поскольку результатом работ, в целом, является благоустройство территории им. Ю. Гагарина, а не отдельная передача товаров Заказчику, помимо выполнения работ. Код ОКПД2 42.99.12.124 не входит в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденной Постановление N 878.
1. В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N878).
Согласно аукционной документации объектом закупки является Благоустройство территории общего пользования парк им. Ю. Гагарина в городе Пскове в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", Заказчиком применен код ОКПД2 42.99.12.124 "Территории парковые и парки для отдыха".
Во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является благоустройство территории общего пользования.
При этом установлено, что при выполнении работ будут использоваться определенные материалы, в том числе "Светильники светодиодные" (пункт 2 таблицы 1 Технического задания).
При анализе документов по проведению закупки на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N878, так как товары, предусмотренные документацией, предназначены исключительно для обеспечения выполнения работ по благоустройство территории общего пользования и не являются самостоятельным предметом закупки.
Вместе с тем, Заявитель своих представителей на заседание Комиссии не направил, документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода не представил. В свою очередь, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
С 01.01.2020 вступили изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие обязанность заказчика установить требование к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых товар "используется".
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона N44-ФЗ, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В связи с поступающими вопросами о разграничении понятий "используемый товар" и "поставляемый товар" при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в информационном письме от 25.06.2020 NИА/53616/20 (далее - письмо) разъяснила, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указания на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В письме ФАС России отметила, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 04.02.2021 NАКПИ20-959 указал, что письмо ФАС России содержит рекомендации, которые не выходят за рамки адекватного толкования положений действующего законодательства и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт в обязательном порядке включаются условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Изучив аукционную документацию комиссия установила, что пунктом 7.1 раздела 7 Информацией и инструкцией для участников закупки:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таблицей N 1 в приложениях N 1 и N 2 к муниципальному контракту указан перечень поставляемых товаров, однако согласно пункта 9.1. муниципального контракта Подрядчик за 6 рабочих дней до окончательной сдачи работ по Контракту извещает об этом Заказчика для организации приемки объекта приемочной комиссией и предоставляет Заказчику с сопроводительным письмом итоговый комплект документов по форме КС-2 и КС-3, обеспечение гарантийных обязательств, а также надлежащим образом составленные и оформленные документы, отраженные в п. 8.13. Контракта.
Согласно пункту 8.13 муниципального контракта Подрядчик обязан вести и предоставлять Заказчику, не позднее 5 рабочих дней до даты промежуточной приемки, следующую учетную документацию:
- акт приемки выполненных работ по форме КС-2 - 6 экз.;
- справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 - 6 экз.;
- счет и счет - фактуру (или счет) на выполненные работы - по 1 экз.;
- комплект исполнительной документации на отраженный объем работ в актах КС-2, в том числе подписанные Заказчиком акты промежуточной приёмки ответственных и скрытых работ; журналы работ; паспорта, действующие сертификаты на материалы и оборудование, справки подтверждающие выполнение испытаний и лабораторий на законченный объем работ и другую учетную документацию, предусмотренную нормативными документами. Комплекты документов предоставляются Заказчику Подрядчиком с сопроводительным письмом и подробным реестром прилагаемых документов.
Без представления комплекта исполнительной документации акты приемки выполненных работ по форме КС-2 к рассмотрению не принимаются.
Заказчик при рассмотрении пояснил, что предусмотренные аукционной документацией товары, будут приниматься и поставляться на баланс муниципального образования "Город Псков", таким образом Заказчиком предусмотрена поставка и приемка товара, однако в проекте муниципального контракта данное условие отсутствует.
Учитывая изложенное, действия Заказчика являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем отмены протокола, составленного в ходе проведения аукциона и внесение изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 июля 2021 г. N 060/06/66-395/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021