Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_>-начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>.- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя заявителя - ООО "Формат питания" (далее - Заявитель) <_>,
представителей заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N8 имение Однопозова И.Б. Министерства здравоохранения УР" (далее - Заказчик): <_>,
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>,
рассмотрев жалобу Заявителя на положения конкурсной документации, а также на действия (бездействие) Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N зз-24111-2021 "Услуги по организации и обеспечению лечебным питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121007493, далее - Конкурс),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
29.06.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N4176).
Согласно жалобе, в Конкурсной документации неправомерно объединены услуги по организации лечебного питания пациентов и работы по ремонту помещений Заказчика, также в Конкурсной документации не указан конкретный объем ремонтных работ; Заявитель не получил надлежащих разъяснений положений Конкурсной документации в ответ на направленный запрос; потенциальному участнику Конкурса ИП <_>в нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предоставлены незаконные преимущественные условия участия в Конкурсе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя доводы жалобы поддержал и пояснил, что в Конкурсной документации неправомерно объединены услуги по организации лечебного питания пациентов с ремонтными работами; в Конкурсной документации не определен надлежащим образом объем ремонтных работ.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и сообщили, что положения Конкурсной документации не нарушают действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок; потенциальные участники заинтересованы в том, чтобы услуги по организации лечебного питания по контракту оказывались в надлежащих помещениях и условиях, для чего необходимо выполнить ремонтные работы; конкуренция при проведении Конкурса не нарушена, преимущественные условия ИП <_> не предоставлены. Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения с жалобой не согласились и пояснили, что указание в Конкурсной документации на выполнение ремонтных работ не нарушает положения Закона о контрактной системе; в ответ на поступивший запрос Уполномоченное учреждение разместило в установленный срок разъяснение положений Конкурсной документации, при этом при даче разъяснений выйти за пределы положений Конкурсной документации не представляется возможным, кроме этого, в Конкурсную документацию вносились изменения в проект контракта и проект договора аренды; доказательств, подтверждающих предоставление ИП <_> преимущественных условий участия в Конкурсе не представлено, при этом в настоящее время срок подачи заявок на участие в Конкурсе не истек, поэтому невозможно определить, подавал ли ИП <_> заявку на участие в Конкурсе, доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
09.06.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 812 125,00 рублей.
22.06.2021 в Конкурсную документацию внесены изменения, касающиеся, в том числе места оказания услуг, а также прав и обязанностей арендодателя и арендатора.
07.07.2021 - срок окончания подачи заявок.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что в Конкурсной документации неправомерно объединены услуги по организации лечебного питания пациентов и работы по ремонту помещений Заказчика, при этом не указан конкретный объем ремонтных работ, Комиссия признает данный довод обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1.2 Информационных карт Конкурсной документации, описание объекта закупки содержится в Техническом задании Конкурсной документации.
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации, объектом закупки являются услуги по организации питания пациентов, которые должны осуществляться в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, подлежащими применению в сфере лечебно-профилактического питания больных, и определяющими требования, предъявляемые действующим законодательством.
Согласно п. 1.1 Проекта контракта Конкурсной документации, Предметом контракта является оказание услуг: Услуги по организации и обеспечению лечебным питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении.
В соответствии с п. 1.3 Проекта контракта Конкурсной документации, место оказания услуг: 426035, Удмуртская Республика, город Ижевск, улица Серова, д. 65. На период выполнения ремонтных работ, предусмотренных проектом договора аренды недвижимого имущества (Приложение N 4 к контракту), Исполнитель обязан осуществлять приготовление пищи на любой территории, принадлежащей на любом законном праве. Транспортировка лечебного питания осуществляется в термосах в специально отведенном помещении заказчика.
Согласно п. 10.10 Проекта контракта Конкурсной документации, проект Договора аренды нежилого помещения (Приложение N 4 к контракту, далее - Проект договора аренды) является неотъемлемой частью контракта.
Указанный Проект договора аренды размещен в составе Конкурсной документации в силу п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.
В соответствии с п. 1.1 Проекта договора аренды, арендодатель обязуется передать в аренду нежилые помещения пищеблока (назначение: вспомогательное; инвентарный номер технического паспорта - 32453, кадастровый номер (или условный) - 18:26:00:00:32453/А от "20" января 2012 г., литер А. Номера помещений, которые предполагается передать в аренду: 1 этаж, литер А, NN:3,4,5 - 36,9 кв.м, 2 этаж, литер А, N1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,10а,11,12,14,15,16,17,18,19,20,21,22- 392,0 кв.м. Общая площадь передаваемого в аренду помещения 428,90 кв.м., расположенные по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Серова, дом 65. Помещение предоставляется Арендатору в целях организации и обеспечения лечебным питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении в Бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N8 имени Однопозова Ильи Борисовича Министерства здравоохранения Удмуртской Республики".
Согласно п. 3.4.2 Проекта договора аренды, арендатор обязан своими силами и за свой счет обеспечить помещение для приготовления продуктов лечебного питания следующим:
-обеспечить необходимым инструментом и оборудованием (столовая и кухонная посуда, плиты, технологическое, холодильное оборудование и пр.);
-облицевать пищеблок и подсобные помещения кафельной плиткой;
-смонтировать контур заземления в пищеблоке;
-заменить трубы ХВС, ГВС и канализации;
-заменить двери, окна, электропроводку, светильники;
-установить смесители;
-установить вентиляционное оборудование.
В соответствии с письмом Минстроя России от 27.02.2018 N7026-АС/08, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
С учетом совокупного толкования положений Проекта контракта, а также п. 3.4.2 Проекта договора аренды, являющемся неотъемлемой частью Конкурсной документации, фактически исполнитель по Контракту должен будет не только оказывать услуги по организации лечебного питания пациентов Заказчика, но и выполнить ремонтные работы (в том числе, заменить двери, окна, электропроводку, светильники, заменить трубы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, канализации, установить вентиляционное оборудование и др.). При этом Заказчик и Уполномоченное учреждение подтвердили, что обязательство исполнителя по выполнению ремонтных работ было намеренно включено в Конкурсную документацию.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченное учреждение объединили в рамках одного лота услуги по организации питания и ремонту (капитальному/текущему) помещения. Фактически в Конкурсную документацию включены ремонтные работы, не относящиеся к предмету закупки (организации лечебного питания пациентов), не имеющие единой функциональной связи.
Представитель Заявителя при рассмотрении настоящего дела пояснил, что необоснованное объединение в рамках одного лота по Конкурсу услуг по организации лечебного питания и ремонтных работ является невыгодным для Заявителя как потенциального участника Конкурса, т.к. для выполнения ремонтных работ исполнителю по контракту необходимо будет иметь не только сотрудников, являющихся специалистами в области организации лечебного питания, но и дополнительно привлекать к исполнению контракта рабочих, которые будут выполнять ремонтные работы.
Кроме этого, в положениях Конкурсной документации не определен надлежащим образом объем ремонтных работ, что также препятствует потенциальным участникам Конкурса подать заявку на участие в Конкурсе.
Исходя из представленных доказательств и пояснений следует, что начальная (максимальная) цена контракта включает в себя только цену на оказание услуг по питанию, но не включает цену выполнения ремонтных работ.
При рассмотрении жалобы представители Заказчика предоставили неоднозначные пояснения, касающиеся текущего состояния помещений, в которых необходимо будет выполнить ремонтные работы (согласно п. 3.4.2 Проекта договора аренды): представители Заказчика в ходе выступления говорили, что указанные помещения как соответствуют требованиям санитарных норм, так и не соответствуют им; пояснения относительного того, имеются ли в настоящее время в указанных помещениях Заказчика трубы водоснабжения, канализации, вентиляционное оборудование и др., находящиеся в исправном состоянии, представители Заказчика предоставить затруднились; мотивированных пояснений о том, в каком объеме необходимо выполнить ремонтные работы, представителями Заказчика также не представлено.
Несмотря на то, что к моменту рассмотрения настоящей жалобы Конкурсная документация уже утверждена и размещена в ЕИС, а срок подачи заявок на участие в Конкурсе подходит к концу, но при этом Заказчик и Уполномоченное учреждение не могут представить мотивированные пояснения, касающиеся объема ремонтных работ, которые необходимо выполнить согласно п. 3.4.2 Проекта договора аренды, положения Конкурсной документации не содержат объем ремонтных работ.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик и Уполномоченное учреждение нарушили положения п. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, т.к. в Конкурсной документации фактически объединены в один лот услуги по организации лечебного питания и ремонтные работы, которые являются технологически и функционально не связанными между собой; кроме этого, в Конкурсной документации не определен надлежащим образом объем ремонтных работ, которые необходимо выполнить исполнителю по контракту, что препятствует потенциальным участникам (в том числе, Заявителю) подать заявку на участие в Конкурсе и может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что Заявитель не получил надлежащих разъяснений положений Конкурсной документации в ответ на направленный запрос, Комиссия признает данный довод необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Согласно ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 ст. 54.3 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 9 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно запросу Заявителя о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации, Заявитель просит предоставить, в том числе, следующие сведения: сообщить площадь поверхностей (пол, стены), которые необходимо облицевать кафельной плиткой; предоставить планы помещений пищеблока для расчета количества элементов внутреннего контура заземления, так как токопроводящая полоса должна охватывать периметр каждого из имеющихся в нем помещений; сообщить длину и иные характеристики труб ХВС, ГВС и канализации, подлежащих замене; сообщить количество и размеры дверей, окон, подлежащих замене, а также требования к материалу изготовления дверей и окон; сообщить, требуется ли замена только дверей или дверных коробок целиком; сообщить количество и виды светильников, подлежащих замене; сообщить количество и виды смесителей подлежащих замене; сообщить, какое именно вентиляционное оборудование необходимо установить, в каком количестве, в каких помещениях; ответить на вопрос, в какой срок будет производиться возврат стоимости неотделимых улучшений, выполненных Исполнителем при проведении капитального ремонта, в каком размере и в каком порядке (сроки) будет предоставляться финансирование Арендодателем ремонтных работ, где Исполнитель должен осуществлять приготовление пищи в период проведения ремонтных работ.
В соответствии с разъяснениями ГКУ УР "РЦЗ УР" от 21.06.2021, по данному запросу Заказчик не может дать разъяснения, не изменяющие суть документации. Вместе с тем Заказчиком в связи с запросом будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Конкурсную документацию.
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным учреждением не нарушены положения ст. 54.3 Закона о контрактной системе при предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации, т.к. с учетом ч. 9 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
3.Довод жалобы о том, что потенциальному участнику Конкурса ИП <_> в нарушение ст. 17 Закона "О защите конкуренции" предоставлены незаконные преимущественные условия участия в Конкурсе, не подлежит рассмотрению в связи с отсутствием у Комиссии Удмуртского УФАС России полномочий на рассмотрение данного довода.
При этом Заявитель вправе обратиться в Удмуртское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке ст. 44 Закона о защите конкуренции.
C учетом выявленного нарушения Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику и Уполномоченному учреждению предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Формат питания" на положения конкурсной документации, а также на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N зз-24111-2021 "Услуги по организации и обеспечению лечебным питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121007493), обоснованной в части первого довода.
2. Признать заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N8 имени Однопозова И.Б. МЗ УР" и уполномоченное учреждение - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушившими п. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - БУЗ УР "Городская клиническая больница N8 имени Однопозова И.Б. МЗ УР", уполномоченному учреждению - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" предписание о внесении изменений в Кокнурсную документацию.
4.Довод относительно нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции оставить без рассмотрения в связи с отсутствием полномочий на его рассмотрение.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_______ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 6 июля 2021 г. N 018/06/106-627/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021