На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром) (извещение N 0820500000821001217)
Место нахождения проверяемой организации: ул. Русская, д.55, г.Владивосток, Приморский край, 690105;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 446, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила информация от ИП Грекова А.П. о нарушении заказчиком - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром) (извещение N 0820500000821001217).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении указано, что заказчик допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, т. к. описал объект закупки с нарушением требований Закона N 44-ФЗ.
В жалобе также указано, что заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, частью 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба).
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с тем, что Приморское УФАС России не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, то Комиссия Приморского УФАС России не наделена полномочиями рассматривать жалобу в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностями заказчика.
Инспекция Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В томе 3 "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемому товару, в том числе параметр: "Шаг изменения базальной дозы при базальной дозе до 1 МЕ/час - не более 0,025 МЕ/час". В Федеральных клинических рекомендациях по помповой инсулинотерапии и непрерывному мониторированию гликемии у больных сахарным диабетом (далее Рекомендации) очень подробно раскрыто понятие "Шаг" и определено оно как шаг изменения дозы инсулина, которую может дискретно ввести инсулиновая помпа (0,025-0,100 ЕД). Также в рекомендациях раскрыто понятие "Шаг подачи инсулина в базальном режиме - это минимальная доза инсулина, которую сможет ввести инсулиновая помпа в базальном режиме в течение 1 часа". Международная единица (МЕ) - единица дозы вещества, величина определяющая активность вещества или биологическое действие на живые организмы. Используется в фармакологии для витаминов, гормонов, вакцин, в том числе для препаратов инсулина и т.д.
Заказчик пояснил, что заявителем неверно истолковано понятие "Шаг"" в контексте технического задания и обозначает оно не расстояние между соседними повторяющимися однотипными элементами, а изменение дозы инсулина.
Наименование и требуемое значение показателя в описании объекта закупки соответствует характеристикам не менее двух производителей, что не ограничивает потенциальных участников закупки.
В частности, показатель "Скорость введения болюсной дозы инсулина - Не менее 1 МЕ/5 сек". Данный параметр является важным в клинической практике, т.к. в нем говорится о необходимой скорости введения инсулина при возникновении состояния (патологического) гипергликемии у пациентов 1-го типа диабета. Снижение риска возникновения осложнений и своевременное купирование этого патологического состояния, напрямую зависит от этого параметра. Происходит это за счет введения дозы инсулина.
Требование о наличии водоустойчивости - не менее IPX8 соответствует требованиям законодательства РФ. Необходимо заметить, что данный параметр подразумевает и несет в себе клиническую безопасность пациентов. Помпа должна сохранять работоспособность при возникновении разных внештатных ситуаций, в том числе и при контакте с водой. От работоспособности устройства напрямую зависят жизненные показатели Пациентов и развитие тяжелых патологических состояний. Степень защиты от воды подразумевает возможность полного погружения устройства в жидкость, что не исключено в повседневном использовании помпы при обычной жизнедеятельности взрослого человека, а уж тем более детей и подростков (ванна, раковина, санузел, естественные водоемы и т.п.), поэтому заказчиком было принято решение установить максимально возможную для Помп степень защиты от воды IPX8.
Заказчик также пояснил, что все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Для подачи заявки на закупку медицинских изделий (Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром) по форме, утвержденной уполномоченном органом подготовлена "Сравнительная таблица параметров эквивалентности товара".
Наименование и требуемые значения показателей в описании объекта закупки соответствуют требованиям к описанию товаров характеристикам не менее двух производителей, что не ограничивает потенциальных участников закупки.
В целях определения начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком был проведен мониторинг цен на товар путем изучения коммерческих предложений от 3-х компаний, что свидетельствует о том, что участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар отвечающий всем требованиям документации об аукционе и потребностям Заказчика.
Вместе с тем, отсутствие у отдельных юридических и физических лиц, занимающихся поставкой товара по предмету вышеуказанного аукциона, возможности поставки товара с установленными Заказчиком характеристиками, не является нарушением прав и законных интересов таких лиц, а также не является ограничением конкуренции. Действующее законодательство не накладывает на Заказчика при проведении закупки на поставку товаров обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего реализацию данной группы товаров. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников проведения закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
По данной закупке аукцион состоялся, на участие было подано 2 заявки. Обе заявки были допущены. В ходе проведения электронного аукциона оба участника подавали предложение о цене контракта.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
1. Признать, что при описании объекта закупки заказчик не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
2. Передать материалы дела в орган внутреннего государственного финансового контроля для осуществления контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Передать материалы дела в части признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции в отдел контроля органов власти Приморского УФАС России для изучения доводов указанных в обращении и принятия решения в пределах своей компетенции.
Решение принятое по результатам внеплановой проверки, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 2 июля 2021 г. N ВП 53
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021