На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения "Инсулин аспарт" (извещение N 0820500000820004695)
Место нахождения проверяемой организации: ул. Русская, д.55, г.Владивосток, Приморский край, 690105;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 446, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила информация от ООО "Герофарм" о нарушении заказчиком - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения "Инсулин аспарт" (извещение N 0820500000820004695).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении указано, что заказчик допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, т. к. описал объект закупки с нарушением требований Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Инспекция Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 1380) (далее - Особенности описания).
Подпунктом "г" пункта 5 Особенностей описания установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать наличие (отсутствие) вспомогательных веществ в составе лекарственного препарата.
Вместе с тем пункт 6 Особенностей; описания лекарственных препаратов допускает указание в описании объекта закуцки характеристик, предусмотренных подпунктами "в"-"и" пункта 5 Особенностей описания, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей,: а также значения показателей, которые не могут изменяться (в рассматриваемом случае иикотинамид).
Обоснование закупки на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Инсулин аспарт" было включено Заказчиком в документацию о проведении электронного аукциона: к поставке требуется лекарственный препарат "Инсулин Аспарт" с вспомогательным веществом Никотинамид (витамин ВЗ).
Установление требования обусловлено необходимостью достижения у пациентов, страдающих сахарным диабетом, более раннего сахароснижающего эффекта, что обусловливает лучший контроль постпрандиальцой гликемии и, как следствие, уменьшает риск развития макро- и мйкрососудистых осложнений. Никотйнамйд в составе лекарственного препарата обеспечивает клинически значимое различие в фармакодинамике и фармакоконетике но сравнению с обычным инсулином аснарт за счет обеспечения более быстрого всасывания инсулина и более раннего появления инсулина в кровотоке пациента.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым лекарственным препаратом отдельных категорий граждан региональной ответственности по бесплатным рецептам врача (по назначениям врачей-зндокринологов).
Предметом аукциона является право заказчика на заключение контракта на поставку товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документаций и удовлетворяющий потребности заказчика.
Заявитель в обращении указывает, что Заказчиком в документации о закупке не представлены решения врачебных комиссий но отдельным пациентам о переводе на данный тип инсулина, а также не представлен регистр больных сахарным диабетом до регистрации лекарственного препарата инсулин аспарт с содержанием никотинамида, не представлены документы пациентов, для которых производится закупка.
Указанный довод заявителя не может быть признан обоснованным на основании следующего:
а) Рассматриваемая закупка проводилась Заказчиком способом аукциона в электронной форме для амбулаторно-поликлинического (вне больницы) обеспечения граждан по группам населения и категориям заболеваний (сахарный диабет), а не способом запроса предложений в электронной форме, проводимого на основании п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ, для предоставления лекарственного препарата конкретным гражданам, которым такой препарат назначен решением врачебной комиссии. В указанном случае Закон N 44-ФЗ нс предъявляет требований к заказчику о размещении решений врачебных комиссий в единой информационной системе как при осуществлении закупки, так и при включении заключенного контракта в реестр контрактов.
б) Закон N 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика размещать в единой Информационной системе регистр пациентов. Более того, размещение такого регистра было бы нарушением положений Федерального закона от 27.07.20-6 N 152-ФЗ "О персональных данных", а также ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" о неразглашении врачебной тайны.
в) Согласно 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны: здоровья граждан в Российской Федерации", закупка лекарственных препаратов требует решения врачебной комиссии только при назначении и применений тех лекарственных препаратов, которые не входят в перечень ЖНВЛП. Лекарственные препараты, которые включены в перечень ЖНВЛП, закупаются без решения врачебной комиссии. Инсулин Фиаеп включен в список ЖНВЛП по МНН инсулин аспарт.
Формирование документации на закупку инсулина аспарт с никотинамидом ( витамином ВЗ) осуществлялось Заказчиком на основании заявок специалистов- эндокринологов для льготного амбулаторно-поликлинического обеспечения граждан по группам населения и категориям заболеваний (сахарный диабет) в целях достижения максимального результата лечения заболевания, с соблюдением принципов,: закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритета интересов пациента, доступности и качества при оказании медицинской помощи.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
Признать, что при описании объекта закупки заказчик не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 7 июля 2021 г. N ВП 60
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021